Как причудливо тасуется колода…

Внимание!

Проект "Образ будущего - новая идеология" открыт 4 декабря 2017 года.

Эта страница уже устарела. 

Для просмотра нового сайта перейдите на проект "Образ будущего - новая идеология".




http://nasa-istoria.blagorussia.ru/biografii/gabrielov-konstantin-anatolevic

Как причудливо тасуется колода…

(М. Булгаков)

Когда психика человека (или предчеловека) настолько развилась, что смогла интуитивно учуять «витание в воздухе» новой Идеи? Когда произошел первый взрыв Духовной Пассионарности посеявший в сознании человека нравственные семена или первые зачатки Совести? Какие обстоятельства пещерного быта подтолкнули его к созданию новых этических правил? Для нас всё это является загадкой. Каким образом доисторические гении внедряли открывшиеся им идеи, мы также никогда не узнаем (можем только предполагать, что этические нормы персонифицировались в каких-то богах или духах). Зато отлично можем увидеть следствия их усилий – появление понятий, отделяющих нас от животных, то есть ступени оЧеловечивания - той самой условной «Лестницы в Небо». А именно: - Попытки объяснить своё место в мире. Рождение искусств. Отказ от поедания плоти своих соплеменников. Прекращение человеческих жертвоприношений. Предоставление побеждённому врагу права на жизнь. И уже совсем близко к нашему времени и мировидению - венец идеологического развития древнего мира - «Положенно радушно принимать крушенье потерпевших» - великого Гомера. Каждая из этих Идей – поначалу, как и всё новое - скандальных и еретических, подрывающих устои, постепенно приживалась, проникала в сознание стаи, рода, или общины, и становясь нормой - поднимала общество на следующую ступень, или следующий виток эволюции. И только потом, после духовного подъёма на более высокую ступеньку сознания, новые этические нормы, приводили к изменению социальных, экономических и прочих установок.

Впрочем, об этом значительно лучше меня написал Дж. Тойнби. Интересующимся, могу порекомендовать его двенадцатитомник «Цивилизация перед судом истории» - увлекательнейшее чтение. А для тех, кто не имеет на это досуга - вкратце изложу его основную доктрину. Она не так уж и заумна – «Именно содержание порождает форму, а никак не наоборот». Вот, собственно и вся нехитрая мысль. Ну, как, к примеру - капитан подводной лодки совершенно не испытывает необходимости в щите, шлеме и прочей экипировке гоплита, ботанику - не нужен космический скафандр, а зайцу – «стоп-сигнал». Содержание их деятельности, эту форму - не подразумевает. И рискните с этим не согласиться…

Таким образом, новое содержание этических норм, вызывало к жизни новую, немыслимую ранее форму общественных отношений: Стаи сменялись более организованными группами, в них вырабатывались более прогрессивные «уставные отношения», и на смену им приходили ещё более прогрессивные социальные формы. И наконец, первые попытки гармонии с ландшафтом приводят к неолитической революции, перерастающей в древнейшие культуры. С этого момента мы хоть и смутно, но уже можем проследить и рост человека «по Вертикали», и тот таинственный ритмический строй, который подвигал человечество расти и развиваться в сторону всё бОльшей оЧеловеченности.

. . .

Как приближение нового всплеска активности, или зарождение последней, ближайшей к нам «Эволюционной Волны», можно рассматривать: осуждение рабства, отказ от обскурантизма религиозных догм, заявление, что женщина - тоже человек, осуждение нанесения человеку не только телесных, но и душевных травм… И прочие «скандальные ереси» рождённые талантом философов эпохи просвещения - Дидро, Вольтера, Свифта и других. Проникая в сознание общества, их идеи повышали социальные и культурные требования к человеческой личности, подготавливали людей к отказу от бездумного животного в себе. И это - подспудно, незаметно, по капельке - задавало обществу новый, неизвестный ему ранее тон. А уж когда в середине 19 века этот тон проник в литературу, нашел себе выражение в «странных мотивах» литературного героя, и даже начал становиться в какой-то мере массовым… (Мысли и намерения масс, как «равнодействующая воль», действительно движут историю, и идеи, овладевая массами, в самом деле становятся материальной силой - это не пустая красивость.) Вот тогда-то человечество получило очередной шанс - обрело возможность приняв Идею, и следуя ей, совершить качественный скачок в иное, неведомое ему ранее состояние.

. . .

Если у нас хватит сумасшествия взглянуть на массовую активизацию окрылённых душ в середине 20 века, как на апогей очередной «Идейной Волны» - тогда многие странности получают объяснение. Ведь если произошел всплеск очередной волны, то и выразиться он должен был в той самой «области психического пространства с нетрадиционными, характеристиками». А люди с крылатой душой, только в этом нетрадиционном психическом пространстве и могут жить. И в результате (положительном, разумеется), этот взлёт вёл, человека к какому-то новому душевному состоянию, к какому-то иному, совершенно неведомому ранее укладу жизни.

К какому? - Здесь мы вправе строить самые причудливые догадки. Лучшим из нас – мудрецам и поэтам, новое состояние могло прийти как предвосхищение будущих эволюционных признаков - как неведомый ранее нормообраз… Ну вот такой, к примеру: - «Совершенствование культурно психологического механизма сдерживания агрессии (как внутривидовой, так и направленной вовне), в своём логическом завершении плавно перетекает в «Узнай себя в каждом живом существе» будды Гаутамы»…

Ну а пока - «Волосатая обезьяна всё еще сидит внутри каждого из нас, мы движемся в будущее вместе с нею и всё стараемся как то уговорить её, выдрессировать или хотя бы усыпить на время. И может быть, в конце концов, уговорим?» (Б.Н. Стругацкий)

 Предыдущая страница Оглавление Следующая страница