ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГОРОДА

1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГОРОДА.

Справка.

Воронеж, город в Российской Федерации, центр Воронежской области, расположен на границе среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на юге зоны среднерусской лесостепи, по берегам р. Воронеж, в 12 км от ее впадения в р. Дон, в 587 км к юго-востоку от Москвы. Узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Аэропорт. 906,9 тыс. жителей (2001). Основан в 1586 г. Город с 1779.

История.

Город основан на р. Воронеж как крепость (в 1590 году сожжена), служившая для защиты южных окраин Русского государства от набегов крымских татар. В XVII веке стал крупнейшим торговым пунктом на юго-востоке Европейской части России. В 1696 г., в связи с подготовкой ко Второму Азовскому походу, по приказу Петра I в Воронеже начала строиться верфь. В 1697-98 гг. сооружаются крепость и адмиралтейство. Судостроение повлекло за собой строительство литейного завода, канатной и суконной фабрик. После основания Петербурга и переноса судостроения на Балтийское море роль Воронежа снизилась. С 1711 года – центр Азовской губернии, с 1779 года – главный город Воронежского наместничества, с 1824 г. – Воронежской губернии. В XIX веке в городе развивалась промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья, торговля хлебом, скотом, салом, шерстью. Развитие Воронежа ускорилось с постройкой железных дорог, связавших город с Москвой (1868 г.) и Ростовом-на-Дону (1871 г.). С 1928 года – центр Центрально-Черноземной области, с 1934 года – Воронежской области. В Великую Отечественную войну, в течение шести с половиной месяцев, линия фронта проходила по р. Воронеж. В результате непрерывных боев город был сильно разрушен и затем восстановлен.

Экономика.

Основные отрасли промышленности: машиностроение (Воронежский механический завод, АО «Воронежсельмаш», АООТ «Автогенмаш», вагоноремонтный завод и др.), самолетостроение (Воронежское авиационное ПО), станкостроение (АО «Станкостроительный завод» 3 прессовых завода), металлургия (ЗАО "Воронежвтормет", АООТ «Вторцветмет», ОАО «ВЗСАК»), радиоэлектроника (НПО "Электроника"), приборостроение (ОАО «Эталон»), производство горно-обогатительного оборудования и мостовых конструкций. Предприятия химической промышленности (АО «Воронежшина»), производство каучука, красок и олифы (АО «Воронежсинтезкаучук»). Мебельное производство. Предприятия пищевой промышленности.

Наука и культура.

Образовательные учреждения: университет, медицинская академия. Институты: инженерно-строительный лесотехнический, педагогический, сельскохозяйственный, технологический, искусств. Факультеты: Московского коммерческого университета, Московского областного института физической культуры. Филиалы московских заочных: института инженеров железнодорожного транспорта и финансовой академии. Культурные учреждения: театры (драматический, оперы и балета, юного зрителя, кукол); музеи (краеведческий, художественный имени И.Н. Крамского, дом-музей поэта И.С. Никитина). Сохранились единичные памятники архитектуры XVII-XIX вв.: колокольня бывшего Акатова монастыря (1620 г.), Успенская церковь (1694-1702 гг.), Никольская церковь (1720 г., в традициях архитектуры XVII века), Арсенал (1696 г.), Воронежский дворец (XVIII в., барокко) и др.

Воронеж является родиной писателей И.А. Бунина, А.П. Платонова, художника Н.Н. Ге, физика Н.Г. Басова, актера Г.П. Менглета и др.

Воронежская область была образована 13 июня 1934 года в связи с разделением существовавшей с 1928 года крупной административно-территориальной единицы страны – Центрально-Черноземной области, в состав которой входили бывшие Воронежская, Курская, Тамбовская, Орловская, а также части Рязанской и Тульской губерний с населением более 11 млн. человек.

В 1934 году в состав Воронежской области вошло 89 районов. В последующие годы, вплоть до 1957 г., территория области неоднократно менялась. Так, в 1937-1954 гг. 35 районов было передано во вновь образованные Тамбовскую, Орловскую, Рязанскую, Белгородскую, Липецкую, Балашовскую и Каменскую области. Часть районов упраздненных Балашовской и Каменской областей вновь вернулась в состав Воронежской области. В 1957-1963 гг. происходило укрупнение районов, число которых сократилось до 16.

C 1964 г. по 1977 г. районы вновь разделились и с 1977 г. их число сохраняется постоянным. Сегодня в составе Воронежской области находится 32 района: Аннинский, Бобровский, Богучарский, Борисоглебский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Россошанский, Семилукский, Таловский, Терновский, Хохольский и Эртильский. Кроме того, два города – Воронеж и Нововоронеж – являются самостоятельными административно-территориальными единицами области.

Административным центром Воронежской области, а прежде Центрально-Черноземной области, Воронежской губернии, является город Воронеж.

Воронеж, 1930-е гг.

Город Воронеж, основанный в 1585 году, во все времена был значительным административным, промышленным, социо-культурным центром России, что отражалось на развитии его архитектуры и территориальном росте.

Особенно быстрыми темпами территория Воронежа стала увеличиваться с 1921 года, в связи с развитием промышленности и включением в черту города бывших пригородных слобод и сел. К 1931 г. город занимал площадь 10,9 тысяч гектаров, население города возросло до 184 тысяч человек.

В 1930-х годах мощным градообразующим фактором, наряду с развитием промышленности, было место Воронежа в системе административно-хозяйственного районирования страны. Годы существования Центрально-Черноземной области (1928-1934) стали для Воронежа периодом стремительного роста и развития. В 1929 г. в состав города была включена слобода Чижовка, а в 1930 г. – левобережные слободы Придача и Монастырщинка. На левобережье Воронежа начинается широкое строительство промышленных комплексов и предприятий: СК-2, авиационный завод, тепловая электрическая станция (ВОГРЭС), вагоноремонтный завод. Среди новых промышленных предприятий правобережья, введенных в строй и реконструированных в начале 1930-х гг., наиболее значительные: дизельный завод им. Сталина; автогенно-сварочный; машиностроительные заводы им. Ленина и им. Коминтерна; завод им. Калинина; железнодорожные мастерские; завод «Автозапчасть».

Формирующиеся промышленные зоны играли важную градообразующую роль. При заводах выросли большие рабочие поселки, которые впоследствии превратились в развитые городские жилые районы Воронежа.

В августе 1931 г. при Областном Управлении коммунального хозяйства было создано «Областное бюро съемки, планировки и проектирования» (Облпроектплангор). Одной из самых важных задач, стоявших перед этой организацией, стала разработка генерального плана Воронежа. Над генеральным планом работала бригада планировки в составе более 40 человек. Руководителем работ был инженер П.Н. Косцов, архитектурно-планировочную группу возглавлял архитектор А.В. Миронов.

В 1939 г. первый генеральный план социалистического периода – проект «Большого Воронежа» – был утвержден на заседании Совнаркома РСФСР. Этим документом была заложена идея преобразования малоэтажного Воронежа в крупный многоэтажный город. По генплану основная высота домов закладывалась в 4 этажа, а ширина улиц планировалась от 60 до 70 м. Генеральным планом решались вопросы размещения промышленности и городского транспорта, предусматривалось создание воронежского водохранилища.

Воронеж послевоенный.

К 25 августа 1944 года авторским коллективом «Облпроекта» под руководством Л.В. Руднева была выполнена схема планировки Воронежа, по которой предполагалось восстанавливать разрушенный город, утвержденная Постановлением Комитета по делам архитектуры при СНК РСФСР от 03.03.1945 г. Генеральный план города и проект детальной планировки центра были утверждены 19 ноября 1946 г. Советом Министров РСФСР.

Этими документами предусматривался возможный рост городской территории в западном направлении до реки Дон. В предложенной планировочной структуре Воронежа правобережный и левобережный городские районы объединялись в единый градостроительный организм. Роль главной композиционной оси в архитектурно-пространственной организации Воронежа отводилась водному зеркалу водохранилища.

Генеральным планом 1946 года на новых территориях предусматривалось создание крупных кварталов, а в старых районах – укрупнение кварталов и придание им более правильной геометрической формы.

Одним из архитектурно-планировочных ансамблей Воронежа послевоенных лет стала застройка привокзальной площади и созданной улицы Мира. В улице Мира нашла применение характерная для градостроительства послевоенных лет концепция плотно обстроенной парадной улицы-коридора.

Конфигурацию привокзальной площади (прямоугольник в сочетании с полукругом) предложил Л.В. Руднев, он же поставил и задачу комплексной, ансамблевой застройки этой части города. Проект детальной планировки привокзальной площади и расходящихся от нее улиц выполнил в нач.1950-х гг. архитектор В.И. Кудряшенко. Застройка привокзальной территории и улицы Мира завершилась в 1958 году.

В 1954 г. были закончены планировка и благоустройство устроенного в 1940 г. на месте бывшего Кадетского плаца Детского парка (арх. Н.Я. Неведров). В этом же году завершилось строительство новых корпусов мединститута (арх. Н.В. Троицкий).

Воронеж, 1950-е гг.

В 1950-е годы была реконструирована площадь имени 20-летия Октября (пл. Ленина). Общая архитектурно-планировочная организация площади осуществлялась в соответствии с проектом центра, созданным под руководством Л.В. Руднева.

Центром композиции площади стало, запроектированное в 1953 году Л.В. Рудневым и В.Е. Асе, самое масштабное здание Воронежа с многоэтажной центральной башней – Дом Советов, в котором должны были разместиться Обком КПСС и Облисполком. Флангами этому зданию служили объемы библиотеки и театра. Жилые пятиэтажные дома образовали своеобразное каре вокруг Дома Советов. Грандиозный замысел Л.В. Руднева не был реализован полностью. Здание Дома Советов достраивалось в 1959 году по проекту А.В. Миронова.

В работе по планировке, застройке и реконструкции главной площади города участвовали многие воронежские архитекторы тех лет: Н.В. Александров, B.C. Левицкий, Н.Я. Неведров, Н.В. Троицкий, Р.В. Березина, А.В. Миронов и другие.

В целом весь центр города в 1950-е годы был быстро восстановлен и застроен. При этом, многие здания, построенные как до войны, так и в прошлые века, подверглись коренной реконструкции, в результате которой они приобрели совершено новый облик. На проспекте Революции были надстроены одним-двумя этажами большинство сохранившихся зданий XVIII-XIX вв.: бывшие здания Дома губернаторов, губернских присутственных мест, духовная семинария, музыкальное училище, дома Сомова и Капканщикова. Такая радикальность была обусловлена необходимостью изменить масштаб застройки, нуждами города и стилистическими веяниями в архитектуре того времени.

Одним из самых значимых зданий проспекта Революции, кардинально реконструированных в 1950-е годы, стало здание Управления Юго-Восточной железной дорогой, у которого во время военных действий было разрушено более половины стен. Автор проекта, Н.В. Троицкий, при восстановлении придал зданию новое классическое обличье. Сооруженная над угловой частью башня стала своеобразной эмблемой восстановленного Воронежа.

Со зданием управления ЮВЖД связано начало крутого перелома в архитектуре послевоенных лет. Упомянутое в 1955 г. в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в качестве негативного примера «вредоносной» башни и дорогостоящих колонн на фасадах, это здание стало последним ярким архитектурным сооружением перед двумя последующими десятилетиями лаконичной архитектуры.

Основным требованием в формировании архитектурного облика послевоенного Воронежа была ансамблевость застройки. В полной мере она была реализована в районе, примыкающем к Советской площади.

В послевоенные годы продолжало интенсивно застраиваться левобережье Воронежа. Автором проекта детальной планировки Левого берега, выполненного в 1949 году, был архитектор А.В. Миронов. В соответствии с проектом, сначала Ленинградская улица, а затем Ленинский проспект соединили район, примыкающий к Вогрэсовскому мосту, с Придачей. Строительство многоэтажных жилых домов велось преимущественно именно в этом районе. Наибольшей цельностью отличается застройка улицы Героев Стратосферы.

Генеральный план 1946 года реализовывался быстрыми темпами, что обусловило необходимость разработки нового, более перспективного, плана Воронежа. В 1950-1952 годах генеральный план города был переработан в тресте «Облпроект» под руководством Н.В. Троицкого и инженера-экономиста В.С. Семенова.

В плане работ по реконструкции Воронежа по-прежнему намечалось затопление поймы реки и образованию водохранилища в черте города. Создание намеченных проектом обходных магистралей, связывающих между собой внешние дороги, призвано было разгрузить центр от грузового транспорта. Радиальные улицы должны были обеспечить кратчайшую связь между центром и периферийными районами города. В связи с этим, наряду с проспектом Революции и Плехановской улицей, в планировочной структуре Воронежа роль основных лучевых магистралей отводилась улице 9 Января и улице Кирова, с которой можно было попасть на Курскую трассу.

Генеральный план 1952 года сыграл важную роль в практике восстановления и реконструкции Воронежа, поскольку долгие годы служил единственным градостроительным документом, регулирующим всю архитектурно-градостроительную деятельность в городе.

Воронеж, 1960-1970-е гг.

С конца 1950-х годов в новом строительстве Воронежа ведущим типом стал пятиэтажный жилой дом простой прямоугольной конфигурации в плане, получивший в народе имя «хрущёвка». Наиболее широкое распространение получила серия 447 с одно-, двух- и трёхкомнатными квартирами, рассчитанными только на посемейное заселение.

Характерным явлением конца 1950-1960-х годов являлась застройка больших территорий одинаковыми по этажности и внешнему облику домами. Именно тогда на карте города появились застроенные типовыми домами крупные жилые районы Юго-Западный и Березовая роща, а также Северо-Восточный, расположившийся на левом берегу.

Застройка Юго-Западного района была первым опытом массового индустриального поточного строительства в Воронеже.

В 1962 г. началась застройка района Березовая роща. Северо-Восточный жилой район появился в 1964 г. на пустыре между Придачей и Отрожкой. В конце 1960-х годов на левом берегу реки появились также пятиэтажные микрорайоны ВАИ и Шинного завода.

К 1966 году уже более 90% жилых зданий и 76% общественных сооружений в Воронеже возводились по типовым проектам.

К проблеме создания объемно-пространственных композиций из типовых жилых домов обратились лишь во второй половине 1960-х годов. Именно в это время было организовано проектирование новых, так называемых улучшенных серий типовых проектов жилых домов и обоснована необходимость введения в их состав не только 5-этажных, но и 9-, 12- и 16-этажных зданий. Первые три девятиэтажных дома, позволившие внести в монотонную архитектурную среду определенное разнообразие, были построены в Березовой роще.

"В конце 1950-х - начале 1960-х гг. были выстроены кинотеатры «Луч», «Юность» (арх. Р.В. Березина), гостиница «Россия» (типовой проект), автовокзал на Московском проспекте (арх. Н.Я. Неведров), главный корпус ВГУ (арх. В.С.. Попов), здание совнархоза ЦЧЭР (арх. Ю.В. Львов). В 1967 г. в эксплуатацию был сдан Дворец культуры им. 50-летия Октября (арх. Р.В. Березина), а в 1969 г. – пристройка к кинотеатру «Пролетарий» (арх. Ю.В. Львов). На левом берегу в 1959 г. появился плавательный бассейн.

Начало 1960-х годов совпало также с периодом массового уничтожения храмов города. Были взорваны и разобраны церкви Иоанна Предтечи на Чижовке, Всехсвятская на ул. 20-летия Октября, Петропавловская на ул. Цюрупы, Взыскания Погибших на Бол. Стрелецкой, Святого Духа на Терновой поляне, Богословская на ул. С. Перовской, Вознесеновская на Чугуновском кладбище, в створе ул. К. Маркса, Костел на ул. Кольцовской, Смоленский собор на ул. Плехановская, Богоявленский собор на месте бывшего Митрофановского монастыря...

На месте снесенных храмов были построены либо типовые пятиэтажные дома, либо крупные общественные здания (ВГУ, дворец спорта «Юбилейный», Цирк). Несколько же участков пустовало вплоть до начала 1990-х годов, когда на этих местах началось коттеджное строительство.

В 1963 и 1966 гг. было разработано несколько проектных предложений по формированию центра города архитектором А.В. Мироновым и, в порядке закрытого конкурса, проектными институтами в Москве, Ленинграде и Воронеже. В них усилия архитекторов были направлены на варианты пространственной организации центра Воронежа.

Все архитекторы большое внимание отводили реконструкции пр. Революции, где планировалось возведение зданий в 9 и 12 этажей. В частности, воронежскими архитекторами строительство таких домов намечалось в самом начале проспекта и в районе ул. Помяловского (примерно на месте нынешней Площади Победы до Петровского сквера). Кроме того, высотными объемами предполагалось акцентировать начало ул. Степана Разина при въезде на правобережье с Чернавского моста.

По предложению московского института «Гипрогор» на оси проспекта, за областной библиотекой, намечалось строительство здания в 30 этажей, за театром – девятиэтажной гостиницы, а в створе Плехановской улицы, за зданием университета – высотного дома.

В проекте «ЛенНИИПградостроительства» слева и справа от университета предполагалось строительство трех стометровых зданий, призванных визуально закрепить исторический центр города. Этим же проектом планировалось строительство 12-этажных домов-башен на ул. Кирова, пл. Застава, 20-летия Октября. Во всех проектах в Стрелецком логу предполагалось устройство парка и спортивного центра.

Воронеж, 1970-е гг.

Осуществление дальнейшего развития Воронежа стало возможным после разработки нового генерального плана, утверждённого Советом министров РСФСР 20 апреля 1970 года.

Массовое размещение нового жилищного и культурно-бытового строительства предполагалось преимущественно на свободных землях в Юго-Западном, Северо-Восточном и Северном районах. Генпланом предусматривалось четкое функциональное зонирование территории, вывод ряда промышленных предприятий за черту города и увеличение площади зеленых насаждений почти в 4 раза.

Большое внимание уделялось развитию транспортной сети, предусматривалось создание двух новых магистралей: Северный мост – Рабочий проспект – 45-й Стрелковой Дивизии; Городской центр – ул. 9 Января – спорткомплекс в Стрелецком логу – пойма реки Дон. Проектировались также новые окружные дороги: Москва – Ростов; Ростов – Курск (через мост в районе с. Гремячье); Курск – Москва (через мост в районе с. Новоживотинное).

Генеральным планом определялись места размещения больничных комплексов и учебных городков. Так, уже в 1974 г. были выстроены корпуса Областной клинической больницы (на девятом километре Задонского шоссе). В 1972 г. вступил в строй новый аэропорт со зданием аэровокзала.

На основании генерального плана 1970 г. и в соответствии с предложениями проектов планировки 1960-х годов, институтом «Воро-нежградопроект» был выполнен проект детальной планировки общегородского центра Воронежа, утвержденный Госстроем РСФСР в 1971 г. Авторский коллектив возглавляли архитекторы И.А. Мелентьева и И.А. Савичев.

Основная идея этого проекта заключалась в раскрытии общегородского центра на водохранилище. На наиболее важных видовых точках планировалось строительство крупных общественных зданий: театра на Советской площади, консерватории на ул. Пятницкого, молодежного центра на Бархатных буграх (с устройством моста через Стрелецкий лог). Крупный парк со стадионом, Дворцом спорта, яхт-клубом и городским пляжем намечалось построить в Стрелецком логу.

Для массовой застройки были рекомендованы дома в 9 этажей. Здания в 16 и 24 этажа планировалось возводить по индивидуальным проектам. Такие здания планировалось поставить вдоль пр. Революции, ул. Плехановской, Кирова, 9 Января.

Частично предложения проектов детальной планировки центра 1960-х гг. и 1971 г. были реализованы в 1970-х годах. Так, в начале проспекта Революции в середине 1970-х гг. было выстроено два девятиэтажных здания: «Военпроект» и «Гипрокоммундортранс». На ул. Кирова появились здания нынешних Диагностического центра и Парламентского центра, два десятиэтажных жилых дома. Вдоль бровки Стрелецкого лога по ул. Платонова был поставлен девятиэтажный точечный дом, а по ул. Куцыгина – протяженный десятиэтажный. Высотные общественные здания были построены на пл. Заставы и ул.20-летия Октября (Дом быта). В 1972 г. был открыт центральный рынок, проектирование которого осуществлялось в 1965 г.

В соответствии с генеральными планами города предыдущих периодов, в 1968 году было начато строительство водохранилища, завершившееся 9 августа 1971 года перекрытием русла реки. Объем «Воронежского моря» составил 204 млн. кубометров. Огромное водное зеркало длинной 35 км и шириной 1,5-2 км соединило в градостроительном отношении две части города. В результате появилась возможность рассматривать застройку обоих берегов как единый архитектурно-пространственный комплекс.

Особую строку в архитектурной летописи Воронежа занимают мемориальные комплексы, посвященные победе в Великой Отечественной войне.

В основу размещения мемориалов был положен разработанный институтом «Воронежгражданпроект» Проект линии Ратной Славы г. Воронежа, в состав которой вошло около 60 памятников.

В 1967 году на Задонском шоссе, на месте братской могилы, был возведен Памятник Славы (арх. А.Г. Вузов, скульптор Ф.К. Сушков).

К тридцатилетию Победы, в 1975 г., на пр. Революции была открыта Площадь Победы. Этот мемориальный ансамбль был построен по решению Совета Министров РСФСР, по проекту арх. Н.Ф. Гуненкова, скульптора Ф.К. Сушкова, конструктора С.В. Пучкова. Доминантой ансамбля является 40-метровый обелиск из двух стел, увенчанный изображением Ордена Отечественной войны первой степени.

В 1975 году на месте Чижовского плацдарма, по проекту архитектора В.А. Селютиной, скульпторов О.П. Толмачева и А.А. Толмачевой был открыт мемориал. В 1985 г. мемориал был реконструирован по проекту архитекторов Л.М. Яновского, Е.В. Соломкина и скульптора А.А. Толмачевой. Тогда рядом с братской могилой и монументом возвели «Зал памяти».

Воронеж, 1970-1980-е гг.

С внедрением в практику проектирования и строительства блок-секционного метода, позволившего компоновать между собой жилые дома различной этажности, конфигурации и протяжённости, застройка новых районов Воронежа в середине 1970-х гг. становится более разнообразной. Наиболее массовое применение этот метод нашел в застройке нового жилого района, появившегося на карте города в 1974 году. Северный жилой район занял территорию, ограниченную улицей Хользунова, Задонским шоссе и берегом Дона. Его планировочную основу составляет сетка укрупненных кварталов, имеющих прямоугольные очертания. Уже в 1987 г. в Северном районе были выстроены первый в городе «Универсам» и трехзальный кинотеатр «Мир».

В 1980 г. институтом «Воронежгражданпроект» (арх. В.А. Быховский, В.А. Бороздин, Е.А. Фролов) был разработан еще один проект детальной планировки центра города, в котором получили дальнейшее развитие предложения генерального плана 1970 г. и проекта детальной планировки центра 1971 г. Отличительной особенностью этого проекта было предложение по кардинальной реконструкции рельефа правобережья: склоны прибрежных оврагов и балок террасировались, образуя амфитеатры с застройкой. Это был первый градостроительный документ, в состав которого вошел раздел по сохранению памятников культуры (проектом их рассматривалось всего 47) и воссозданию их градоформирующей роли.

Повышение качества жилищного строительства повлекло за собой поиск более выразительных архитектурных решений общественных зданий. К их числу, например, относится здание Дома актера на ул. Дзержинского.

Украшением города стали здания областного Дворца пионеров и школьников на площади Детей (ныне Дворец детей и юношества), кукольного театра на проспекте Революции, открывшегося 1 сентября 1984 года.

В 1984 г. в центре города, на углу улиц Плехановская и Пушкинская была выстроена 10-этажная гостиница «Брно». В 1986 г. было сдано в эксплуатацию новое здание спортивно-оздоровительного центра, получившее название Дворец спорта «Юбилейный».

Строительство нового здания драматического театра, начатое в конце 1970-х годов по проекту Московского института «Гипротеатр», было завершено только в 2001 году.

Воронеж, 1990-2000-е гг.

Центр города в конце 1980-х - начале 1990-х годов украсило еще несколько общественных зданий. Это здание трансагенства на ул. Плехановская (1992 г.). В 1993 г. было достроено здание, начинавшееся строиться как Дом политпросвещения, а завершенное как Центр культуры и бизнеса «Апекс». Неподалеку, на ул. Платонова было выстроено здание Делового центра «Апекс» и начато строительство гостиницы.

Воронежские архитекторы, создающие проекты в историческом центре города, порой находят достаточно интересные решения сочетания «старого» и «нового». Так, в конце 1990-х годов на ул. 9 Января появилось новое высотное здание Воронежского Сберегательного банка России. На фоне этого здания новое звучание получил небольшой особняк начала XIX века.

В 1990 г. Постановлением Совета Министров РСФСР была утверждена новая черта города Воронежа. В состав Воронежа были включены несколько прилегающих сел. В 1993 г. решением Малого Совета городской Думы границы города были несколько расширены.

В 1994 году начались работы по корректировке генерального плана города Воронежа. Первый этап проектирования – «Концепция территориально-градостроительного развития г. Воронежа и его пригородной зоны» – был выполнен в 1996 г. и утвержден Постановлением Воронежской областной Думы 23.04.1998 г. № 562-Р.

Создатели концепции предложили стратегию устранения выявленных недостатков и решения стоящих перед городом задач, основанную на ресурсно-градоэкологическом принципе планирования. При этом они исходили из того, что Воронеж уже давно стал центром обширной агломерации. Его пригородная зона на сегодняшний день включает в себя город Семилуки и семь посёлков городского типа (Краснолесный, Латная, Стрелица, Сомово, Рамонь, Придонской, Хохольский). Все они расположены в радиусе 40-50 км от областного центра.

Пригородная зона определяется в концепции, как «зона особых интересов города» и рассматривается как территория совместных взаимосвязанных интересов Воронежа и близлежащих муниципальных образований. Концепцией было предложено преодоление чрезмерной концентрации населения и хозяйственного потенциала в Воронеже за счёт перевода ряда предприятий перерабатывающей промышленности из города (их около тридцати) в населённые пункты пригородной зоны. Реализация этого предложения позволила бы местным жителям приобрести рабочие места вблизи дома и тем самым сократить до минимума ежедневные потоки трудящегося населения в Воронеж.

Согласно концепции, границы Воронежа должны значительно расшириться. Территориальное развитие Воронежа возможно лишь в восточном и западном направлениях, т.е. в сторону с. Отрадное и на землях Семилукского района. Последние рассматривались, как городской резерв и в генплане 1970 г.

Говоря о Воронеже 1990-2000-х годов, необходимо отметить работу Воронежского епархиального управления по восстановлению полуразрушенных храмов и строительству новых культовых сооружений.

Вновь украшением города стал комплекс Алексеевского Акатова монастыря. В год празднования 300-летия Российского флота засияли купола и кресты Успенской церкви. В том же 1996 году на полуразрушенной церкви Святого Самуила начались строительные работы по сооружению храма Памяти воинам-пограничникам. Первозданный облик возвращён Введенской церкви, завершены работы по возрождению Вознесенского храма, Ильинской и Спасской церквей.

Проектирование храмов вновь стало сферой приложения труда воронежских архитекторов. В центре Воронежа, в Первомайском саду, с 1998 г. ведется строительство самого грандиозного в городе храма – Благовещенского собора. В сквере на ул. Кольцовской, на месте взорванного Владимирского собора, в 2000 г. заложен храм во имя Рождества Богородицы. На месте Всесвятского кладбища, неподалеку от здания цирка, с 1996 г. строится церковь св. Дмитрия Солунского.

В Северном жилом районе в 1996 г. Была построена церковь-часовня Александра Невского. С 1995 г. ведется строительство двухъярусного храма св. Ксении Петербуржской. На углу ул. Хользунова и Вл. Невского с 2000 г. завершается строительство церкви во имя Андрея Первозванного. В 1998 г. перед Коминтерновским кладбищем начато строительство пантеона-часовни в память воинов, погибших в мирное время.