Игорю Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

Отправлено 10 янв. 2015 г., 07:48 пользователем Александр Бобров   [ обновлено 13 мар. 2015 г., 02:08 ]

Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ".

Интернет-награда присваивается тем, живущим сейчас людям, прочтение материалов которых, размещенных в интернете (или в другом электронном источнике) истинно меняют представление о пути России.

И книга Игоря Борисовича, опубликованная в 2005 году, не потеряла своей прозорливости и все те, мысли написанные 10 лет назад только лишь подтвердили на почти 200 страницах истинное виденье прошлого, настоящего и будущего России.

Вот только лишь незначительная часть тех цитат из Книги "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ" И.Б. Чубайса, прочтение которых и стало основанием для присвоения общественного звания "Просветитель России":

И теперь, уже с осознанным историческим опозданием, надо вновь признать –стратегию собирания земель Россия должна сменить на философию обустройства, философию качественного развития. Наша страна должна осознанно войти в третью эпоху своей истории. Определив надѐжный центр, пройдя путь собирания земель, необходимо, наконец, перейти к их активному освоению. И никакой экспансии, слово «война» должно быть запрещено Конституцией, понятия «агрессия», «превентивные удары» не должны употребляться в российском политическом лексиконе. Время собирать камни пришло ещѐ 100 лет назад, и если мы сейчас не начнѐм этого делать, то можем и вовсе не успеть. Пытаться в нынешнем кризисном состоянии вести войны и захваты невозможно, ибо, как справедливо замечает А. Солженицын, «русский вопрос стоит (теперь – И.Ч.) очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть» (Россия в обвале. М., 1998, с. 243)

Тот, кто не готов с этим согласиться, пусть посмотрит вокруг и заглянет в прошлое. Какой мощный дух экспансионизма был в прежние времена у наших скандинавских соседей – предков нынешних датчан и шведов. Но они вовремя остановились, направили энергию на внутреннее обустройство. 200 лет без войны сделали Швецию богатой и обеспеченной страной. Сегодня у нас, пожалуй, последняя возможность вернуться на исторически оправданный путь.

Отказ от центральной системообразующей роли христианской идеи породил ценностный вакуум, который заполнился очень быстро, но не очень удачно. Главной европейской идеей стала неведомая в прежней истории идея тоталитарного вождя, который все знает, все может и указаниям которого все обязаны следовать. Место Бога в секуляризирующихся обществах занял человеко-бог, обретавший в разных странах национально окрашенную форму – фюрера, дуче, каудильо. История европейского тоталитаризма еще свежа в памяти, многие (хотя далеко не все) ее аспекты хорошо исследованы и проанализированы. Главные особенности такого мироустройства сводятся к следующему. Подобная система претендует на абсолютное упорядочивание и рационализацию жизни, на исключение всякого хаоса и отклонений. Вождь легитимирует свою власть тем, что утверждает познанность законов истории, от имени которых он действует. (Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Фюрер признается главным толкователем догматов, на его долю выпадает также ведение непрерывной борьбы за их чистоту.) Мораль, право, здравый смысл, – все в таком государстве оказывается производным и основанным на идее, провозглашаемой самим вождѐм.

Так происходило потому, что эпоха фюреризма непременно оказывалась эпохой агрессии и войны. Ведь вождь провозглашает себя человеком всезнающим и понимающим как должен быть устроен этот мир. Зная, где находится «светлое будущее», он обязан ввести туда все человечество, почему-то вовсе к такому будущему не стремящееся. Другой генератор агрессии приводится в действие тайным комплексом неполноценности, как правило, присущим существу, вознесенному на вершину власти. Объявив себя «высшим», но, не являясь таковым в действительности, фюрер должен устранять тех, кто ему не верит, с ним не согласен, кто талантливее его. Так начинается внешняя и внутренняя война (в Советской России вторая оказалась гораздо более кровавой, чем первая, в Германии получилось наоборот). Что дальше?

Мировая война 1939 – 1945 годов, а это, в первую очередь, война Сталина и Гитлера, не могла не закончиться чьей-то победой. Советский Союз победил и в результате на 50 лет законсервировал у себя ту систему, которую разрушил на западе континента. Победитель не знает, как много он потерял. Плодами победы воспользовался не он, и лишь полтора десятилетия назад восточный блок начал переходить к демократии и свободе. (Конечно, стоит уточнить, что война для руководителей государства и для воюющего народа – вещи разные, миллионы Матросовых, Талалихиных, Гастелло стремились спасти своих близких, свои дома, свою землю, а не какие-то идеологические догматы)

Но наступили XX и XXI века. Сложилась качественно новая ситуация, мир вошѐл в эпоху глобализации, т.е. не межплеменных, не внутрицивилизационных, но межцивилизационных контактов и конфликтов. Наступила эпоха столкновения мировых религий. И теперь, в новой ситуации становится востребованной единая, общечеловеческая система идей и ценностей. Когда-то о едином Боге размышлял ещѐ Пифагор. Но будут ли его идеи услышаны, окажемся ли мы не глупее наших предков, сумевших заменить язычество мировыми религиями? Сможем ли мы сделать следующий шаг, удастся ли нам обрести Иисуса, Магомета и Будду в одном лице – этот вопрос остаѐтся столь же актуальным, сколь и открытым.

Вернѐмся к проблеме российской идентичности и подытожим наши рассуждения. Мы видим, что свобода есть результат разочарования во всѐм, кроме самого себя. А, разочаровавшись и в самих себе, но желая сохранить свободу, мы можем это сделать, лишь дополнив еѐ высшими, позитивными ценностями, дополнив свободу высшей духовностью и нравственностью. Духовность вновь становится главным ориентиром возрождѐнной российской системы ценностей. Путь, который ведѐт к восстановлению нашей идентичности, к самовоссоединению с русской идеей, к утверждению возрождѐнной и реформированной российской идеи и преодолению глобального кризиса – это, предельно кратко, путь от православия, собирания земель и общинного коллективизма – к историзму, духовности, обустройству и демократии.

Мир не сможет устойчиво сплачиваться вокруг или против семи–восьми индустриальных государств-гигантов; он не будет выстраиваться по антиглобалистскому принципу (хотя в этом есть и рациональное зерно), и уж тем более не будет дружно грести вѐслами глобализации. Все эти ориентиры – либо частные, либо внутренне противоречивые и спорные. Миру жизненно необходимы устойчивые, позитивные, высшие начала. Спасѐт мир тот, кто, извлекая положительный опыт из прошлого, сможет эти начала утвердить. И тогда остальные устремятся не на Запад и не на Восток. Тот, кто станет духовным центром, станет новым мировым полюсом, вокруг которого и происходит мировая история.

Святая Русь – образ ушедшего прошлого. Мы никогда не были так далеки от положительных нравственно-духовных начал, как теперь. Удастся ли нам пройти через полисистемный кризис и смыть мутный слой коррумпированных властолюбцев? У России такая возможность существует. Это не более, но и не менее, чем возможность.