Краткая характеристика решений Генерального плана по отведению и очистке стоков

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

5.3.2.1. Краткая характеристика решений Генерального плана по отведению и очистке стоков

Объем хозяйственно-бытовых стоков на перспективу  реализации проектных решений определяется планируемым ростом  населения города. При увеличении населения города на перспективу  реализации Генерального плана до 1 млн. человек суммарный объем водоотведения хозяйственно-бытовых стоков  с территории города, определенный согласно нормам СНиП 2.04.03-85 (550 л/сутки на 1 человека), составит 550,0 тыс. м³/сутки. При этом в план заложено увеличение объемов водоотведения на момент реализации его основных положений (2-ая очередь Генерального плана)  по правобережным районам Воронежского водохранилища – до 344000 м³/сутки, по левобережным районам до – 206000 м³/сутки. К моменту реализации 1-ой  очереди Генерального плана (2012 г.) разработчиками института «Воронежпроект» предполагаемый объем отведения стоков определен в размере 460,9 тыс. м³/сутки (в том числе, по правобережным районам - 294500 м³/сутки, по левобережным районам - 166400 м³/сутки).

Отведение  всего объема хозяйственно-бытовых стоков согласно Генеральному плану осуществляется в системы городской бытовой канализации. При этом на перспективу реализации плана градостроительного развития предусматривается сохранение существующей системы отведения  стоков, при которой сточные воды, образующиеся в левобережной и правобережной частях города, перед их выпуском в водные объекты, проходят раздельную очистку на соответствующих очистных сооружениях. При этом сточные воды, пошедшие очистку на левобережных очистных сооружениях, сбрасываются в Воронежское водохранилище, а стоки после правобережных очистных сооружений – в р. Дон. Совместно с хозяйственно-бытовыми стоками на городские очистные сооружения правобережных и левобережных районов г. Воронеж поступают также сточные воды  от промышленных предприятий. Ввиду высокой степени загрязненности водных объектов г. Воронеж, оказывающей  негативное воздействие на различные компоненты окружающей среды, в частности, на подземные водоносные горизонты, которые используются для водоснабжения города, реконструкция городских очистных сооружений рассматривается в качестве одного из первоочередных мероприятий по реализации решений Генерального плана.  

Мероприятия по реконструкции предусматривают как увеличение объемов очищаемых стоков, так и повышение эффективности их очистки. Увеличение поступления стоков на очистные сооружения обусловлено их отведением из вновь застраиваемых микрорайонов (городских планировочных зон). Кроме того, на городских очистных сооружениях правобережных и левобережных районов г. Воронеж планируется организовать очистку канализованных хозяйственно-бытовых стоков пригородных районов, а также поверхностных стоков, отводимых через вновь организуемую сеть городской ливневой канализации. По данным ОАО «Воронежпроект», полный объем отведения поверхностных стоков со всей канализуемой территории левобережной части города  на соответствующие  очистные сооружения составляет 93,75 тыс. м³/сутки. На Левобережные очистные сооружения  планируется отводить также хозяйственно-бытовые стоки Новоусманского района объемом 6,0 тыс. м³/сутки. На Правобережные очистные сооружения  организуется  отведение хозяйственно-бытовых стоки г. Семилуки объемом 17,64 тыс. м³/сутки, а также поверхностных стоков с соответствующей  территории водосбора (полный объем отведения поверхностных стоков из районов правобережной части города, в которых организовывается сеть дождевой канализации,  составляет  
135,0 тыс. м³/сутки).

На перспективу реализации решений Генерального плана предусматривается также сохранение и развитие существующей системы отведения производственных стоков, при которой они (после предварительной очистки на локальных очистных сооружениях предприятий) направляются на городские очистные сооружения для окончательной очистки перед выпуском в водные объекты. Развитие существующей системы  отведения производственных стоков при этом должно обеспечить поступление  на городские очистные сооружения максимально возможного объема загрязненных производственных стоков.

Количество сточных вод от производственных предприятий, при их поступлении на очистные сооружения обеих частей города, определено проектными решениями ОАО «Воронежпроект» исходя из  производительности технических водопроводов (с учетом потери  10% воды на предприятиях).  Суммарный объем отведения производственных стоков в целом по городу  составляет: 298200 х 0,9 = 268380 м³/сутки (в том числе, в правобережных районах  – 123,12 тыс. м³/сут.; в левобережных районах – 145,26 тыс.  м³/сутки).

Таким образом, суммарная производительность городских очистных сооружений с учетом всех источников поступления сточных вод на перспективу реализации Генерального плана принята в следующих размерах:

  • для правобережных очистных сооружений - 620 тыс.м³/сутки;
  • для левобережных очистных сооружений - 450  тыс.м³/сутки.

В настоящее время существующая проектная производительность городских очистных сооружений используется не полностью. При проектной производительности правобережных очистных сооружений 400,0 тыс.м³/сутки, их фактическая загрузка по очищаемым стокам не превышает 257,0 тыс.м³/сутки.   Проектная производительность левобережных очистных сооружений составляет 305,0 тыс.м³/сутки, а фактическая нагрузка на эти сооружения - 160,7 тыс.м³/сутки.

Таким образом, с учетом имеющегося резерва производительности максимально возможная  нагрузка на городские очистные сооружения составляет 1070,0 тыс. м³/сутки, при этом  максимально возможный объем подачи стоков на правобережные очистные сооружения достигает 620,0 тыс.м³/сутки, на левобережные очистные сооружения - 450,0 тыс.м³/сутки.

Оценка производительности очистных сооружений с предлагаемых проектных решений (по очередям реализации Генерального плана города) представлена в табл. 5.3.2.1.1. С целью определения достаточности предлагаемой  производительности очистных сооружения как на перспективу полной реализации Генерального плана, так и по очередям его выполнения в табл. 5.3.2.1.1 сведены приведенные выше данные об объемах образования хозяйственно-бытовых и производственных стоков. В табл. 5.3.2.1.1 представлены также расчетные данные об объемах образования поверхностных стоков с территорий вновь застраиваемых микрорайонов и городских планировочных зон, реконструкция которых предусматривается планировочными решениями. Обоснование объемов образования поверхностных стоков представлено в разд. 5.3.2.1.2. Поскольку значительную долю в объеме стоков, поступающих на городские  очистные сооружения составляют  поверхностные стоки, очистку которых целесообразно проводить в особом технологическом цикле, отдельно рассматривается характеристика объемов хозяйственно-бытового и производственных стоков, образование которые обусловлено рассматриваемыми планировочными решениями (см. табл. 5.3.2.1.2).

Анализ данных, представленных в табл. 5.3.2.1.1, 5.3.2.1.2 показывает, что суммарные объемы стоков, подаваемых на очистные сооружения на перспективу полной реализации всех планировочных решений по Генеральному плану г. Воронеж составляют, соответственно:

  • правобережных очистных сооружений - 663,1 тыс.м³/сутки;
  • для левобережных очистных сооружений - 466,3  тыс.м³/сутки.

Таким образом, планируемые объемы поступлений стоков на городские очистные сооружения несколько превосходят расчетные значения их перспективной производительности, но с учетом имеющихся резервов мощности сооружений, находятся в пределах максимально возможного прироста подачи стоков на очистные сооружения правого и левого берега (см. табл. 5.3.2.1.1). Максимальные объемы поступления хозяйственно-бытовых и производственных стоков на городские очистные сооружения на перспективу полной реализации Генерального плана соответствуют расчетным значения перспективной производительности сооружений на указанный период (см. табл. 5.3.2.1.2).

Как видно из табл. 5.3.2.1.1, перспективные объемы подачи стоков на городские очистные сооружения существенно меняются по очередям выполнения Генерального плана, при этом суммарный прирост объемов поступления стоков с момента реализации 1-ой очереди Генерального плана до  полного выполнения всех заложенных в него планировочных решений  составляет 169,5 тыс.м³/сутки для  правобережных очистных сооружений  и 121,8 тыс.м³/сутки - для  левобережных. Данные резервы могут быть положены в основу дальнейшего проектирования реконструкции очистных сооружений.

В настоящее время сброс сточных вод с общегородских очистных сооружений (как левобережных, так и правобережных) осуществляется с превышением нормативных показателей очистки стоков по целому ряду показателей, что является существенным источником загрязнения Воронежского водохранилища  и р. Дон. Мероприятия по реконструкции городских очистных сооружений предусматривают по всей номенклатуре загрязнителей  достижение показателей очистки на уровне не ниже нормативных, которые определяются требованиями к ПДК для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрх). Вместе с тем, учитывая высокую степень загрязненности водных объектов г. Воронеж и их значимость для окружающей среды, для показателей, значения которых на выпусках сооружений в настоящее время  уже ниже, чем ПДКрх, на перспективу реализации планировочных решений предлагается сохранить концентрации соответствующих загрязняющих веществ на достигнутом фактическом уровне.

Для поверхностных стоков, образующегося на территории  районов новой застройки и городских планировочных зон, подвергающихся реконструкции, решения Генерального плана предусматривают очистку всего их объема.  На перспективу реализации планировочных решений поверхностные стоки будут поступать по вновь организуемой сети дождевой канализации на городские очистные сооружения. С целью обеспечения качества воды, подаваемой в водопроводную сеть из подземных источников, мероприятиями по экологическому обеспечению Генерального плана предусмотрено устройство дождевой канализации во втором поясе объединенной  зоны санитарной охраны водозаборов, группирующихся у берегов Воронежского  водохранилища.  Поверхностный сток с территории второго пояса объединенной ЗСО должен поступать на очистку совместно со стоками, формирующимися на территории ближайших новых микрорайонов и планировочных зон, осваиваемых в соответствии с Генеральным планом города.

В связи с тем, что строительство протяженных коллекторов и ввод дополнительных мощностей на  очистных сооружениях правобережной и левобережной частей города  требует значительных затрат времени и денежных средств, на начальных этапах после сдачи соответствующих территорий жилой застройки,  очистка стоков, формирующихся на этих площадях предусматривается на специально вводимых локальных очистных сооружениях. Ввиду временного характера сооружений очистка на них (до норм ПДКрх) предусматривается  по взвешенным веществам и нефтепродуктам.  По указанной причине на этапе выполнения решений по 1-ой очереди Генерального плана в водных объектах города прогнозируется увеличение фоновых значений БПКполн. с превышением соответствующих нормативных  показателей.

Одним из вариантов снижения степени загрязнения водных объектов при реализации планировочных решений является отказ от локальных очистных сооружений и организация очистки поверхностных стоков на городских очистных сооружениях непосредственно после сдачи соответствующих территорий жилой застройки. С целью оценки такой возможности объемы образования стоков с территорий объектов 1-ой очереди Генерального плана   включены в суммарный объем сточных вод, поступающих на очистные сооружения правобережной и левобережной частей г. Воронеж.  В случае реализации варианта со строительством локальных очистных сооружений поверхностных стоков, объемы поступления сточных вод на общегородские очистные сооружения на этапе реализации 1-ой очереди Генерального плана соответствуют суммарным объемам поступления на них хозяйственно-бытовых и производственных стоков.  

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Комментарии

Поделиться



Популярные сообщения