Прогноз экологически зависимых индикаторов устойчивого развития г. Воронеж

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

5.3.10. Прогноз экологически зависимых индикаторов устойчивого развития г. Воронеж

Идеи и принципы, концепция и стратегия устойчивого развития изложены в решениях конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Для перехода на путь устойчивого развития каждое государство должно разрабатывать собственную программу действий, с учетом собственных, существующих в данный период, тенденций в социальной, экономической и экологической сфере.

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений.

Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой. Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния привело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы – предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы.

С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: «Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека».

Устойчивое развитие городов опирается на следующие базовые принципы:

  1.  Города представляют собой, с одной стороны, наибольшую территориальную единицу, население которой непосредственно испытывает на себе нарушения социального, архитектурного, экономического, ресурсного и экологического равновесия. С другой стороны, городской уровень - это тот наименьший масштаб, на котором эти проблемы могут найти конструктивное целостное решение в реализуемых стратегиях развития.
  2. Признается важность рационального использования территории и формирования эффективной политики пространственного планирования, включающей стратегическую экологическую оценку всех планов. Преимущество отдается созданию многофункциональных зон, совмещающих жилье, места работы и оказания услуг, чтобы сократить потребность в переездах и, соответственно, снизить уровни загрязнения.
  3. Признается важность партнерства всех секторов общества (власть, бизнес, общественность), обеспечивается доступ всех граждан и заинтересованных групп к необходимой информации и участие каждого жителя в разработке локальных стратегий развития, осуществляются программы обучения и подготовки по вопросам устойчивого развития как для широкой общественности, так и для работников органов местного самоуправления.

По данным  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существует около 20-ти критериев устойчивого развития города, которые  в нашем случае можно сгруппировать в четыре основных.

Экологическая безопасность, прежде всего, связана наличием, состоянием и возможностью развития природного каркаса города. Критерием здесь служит соотношение застроенных и открытых озелененных пространств. По данным ВОЗ оно не должно превышать 70% к 30%, а в случаях значительного загрязнения природного комплекса – 60% к 40% и выше.

В нашем случае, на сегодняшний день данное соотношение представляет обратную картину, т.е. 30% к 70%. А именно, из 60 тыс. га территории городского округа застроенная часть составляет 20 тыс. га и незастроенные пространства (том числе лесные массивы – 21,8 тыс.га. с/х территории – 7,3 тыс. га, водные пространства и пойменные территории – 9,1 тыс.га и др.), в целом примерно 40 тыс. га. Даже с учетом значительного загрязнения природного комплекса это очень хорошее соотношение.

Однако в границах существующей застройки зеленые насаждения общего пользования составляют 462,5 га (5,1 м²/ на человека) а за пределами городской застройки – 29 тыс.га (около 275 м²/на человека).

Задача заключается в том, чтобы из состава городских лесов и лесопарков, особо охраняемых территорий и природно-рекреационных комплексов создать единый непрерывный каркас города и довести соотношение застроенных и озелененных пространств равное 60% к 40% (таб. 5.3.10.1).

Вторая задача экологической безопасности заключается в сокращении зон загрязнения, которые в настоящее время представляют собой значительные и слитые в единый архипелаг территории.

Таким образом, проблема заключается в том, что если природный каркас на сегодня состоит из отдельных озелененных островов, а его надо сделать единым и непрерывным, то зона загрязнения наоборот – представляет собой непрерывную систему, а ее надо разделить, локализовать и максимально обезвредить.

Таблица 5.3.10.1.

Прогнозные площади экологически значимых объектов поселения Воронеж (на 2022 год)

Объекты

Площадь, га

Городское поселение Воронеж

64502,4

Водные объекты в черте городского поселения Воронеж

6645,55

Городские леса, в т.ч. ООПТ

19812,21 (17401,5)

С/х угодья

6533,18

Долинные комплексы (без площади водных объектов)

1710,45

Парки, скверы, сады, бульвары, в т.ч. ООПТ

1313 (229,4)

Лесопарки, в т.ч. ООПТ

2301,2 (2221,7)

Озелененные территории ограниченного пользования

91,0

Озелененные территории специального назначения, в т.ч. ООПТ

4310,7 (83,6)


Комментарии

Поделиться



Популярные сообщения