Разработка целевых программ по экологии и городскому транспорту



Разработка целевых программ по экологии и городскому транспорту.

При разработке целевых программ по экологии и городскому транспорту - направлениям, играющим важнейшую роль в функционировании и развитии города - наиболее сложными являются следующие две проблемы:

  • оценка социально-экономической эффективности программы с учетом затрат на ее реализацию и получаемого эффекта как по отдельным ее мероприятиям, так и в целом по программе;
  • оценка отдаленных последствий реализации программы как во временном, так и в пространственном аспекте.

Программа по экологии может предусматривать мероприятия по выводу или перебазированию экологически вредных предприятий, установке фильтров, изменению технологии производства, сносу жилья, находящегося в санитарно-защитной зоне, с отселением жителей. Результатом реализации всех этих мероприятий будет снижение или полное прекращение ущербов, наносимых источниками вредностей функциям-реципиентам, и, в конечном итоге, увеличение суммарной стоимости городских земель.

Для определения социально-экономической эффективности мероприятий, предусматриваемых целевой программой по экологии, необходимо:

a)       подсчитать суммарную стоимость s1 городских земель в стартовой ситуации;

b)       подсчитать суммарную стоимость s2 городских земель в перспективной ситуации. когда мероприятия программы будут реализованы;

c)       подсчитать разность Δs = s2 - s1;

d)       подсчитать затраты b связанные с реализацией мероприятий программы.

Если Δs > b, то проведение мероприятий программы социально-экономически эффективно и оправданно.

Легко видеть, что методический подход к решению проблемы здесь аналогичен тому, который был рассмотрен в предыдущем разделе.

Если программа носит долгосрочный характер, она будет реализовываться последовательностью среднесрочных шагов (этапов), на каждом их которых необходимо провести расчеты суммарной стоимости городских земель и стоимость мероприятий рассматриваемого этапа. Социально-экономическая эффективность программы будет представлять собой интегральный эффект развития за период T реализации программы (см. выше разд. 5.2.3 «Суммарная стоимость...»). При этом необходимо рассмотреть различные варианты последовательности мероприятий программы, с тем чтобы найти наилучшую последовательность из рассматриваемых вариантов, подобно тому как это было рассмотрено для мероприятий по реализации генплана в разд. 5.2.4.

Программа по городскому транспорту может предусматривать мероприятия по развитию улично-дорожной сети и общественного транспорта (в первую очередь - метрополитена), строительству мостов и путепроводов, устройству транспортных развязок и др. Результатом реализации всех этих мероприятий будет улучшение условий транспортных сообщений в городе и транспортной доступности городских территорий и, в конечном итоге, увеличение суммарной стоимости городских земель.

Методический подход к определению социально-экономической эффективности мероприятий, предусмотренных программой, полностью аналогичен рассмотренному выше подходу в отношении программы по экологии.