Экологическая оценка развития транспортной сети

5.3.5. Экологическая оценка развития транспортной сети

Воронеж является крупнейшим узлом автомобильного транспорта Центрально-Черноземного района Российской Федерации. В силу исторически сложившегося построения внешних связей и городских магистралей почти все транспортные (в том числе и транзитные) потоки проходят через центр города.

Основное воздействие транспорт оказывает на загрязнение атмосферного воздуха и формирование зон шумового дискомфорта.

Воронеж относится к городам России, где доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств значительно превышает загрязнение от стационарных источников, и возрастает по годам (80 % в 2002 г., 90 % в 2004 г, в том числе 5/6 – доля частного автотранспорта), что указывает на проблему автотранспорта как одну из основных экологических проблем города.

Основными недостатком транспортной сети, приводящим к росту выбросов загрязняющих веществ, является перегрузка транспортом существующей улично-дорожной сети, что обусловлено:

  • узостью существующих улиц и дорог в красных линиях и ширине проезжей части, особенно в центральном районе города. Узостью проезжих частей и мостов на федеральных автомобильных дорогах;
  • недостаточным количеством развязок движения транспорта в разных уровнях, недостаточное количество внеуличных пешеходных переходов через магистральные улицы; отсутствием автомобильного и железнодорожного обходов;
  • прохождением крупных федеральных автодорог «Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск» («Дон» М-4) и «Курск – Воронеж – Саратов» через застроенную часть г. Воронежа;
  • слабым развитием всех видов общественного транспорта, отсутствием скоростного транспорта.
  • малым количеством внедорожных пешеходных переходов через магистральные улицы;
  • совмещение на одном полотне автомобильного и трамвайного движения;
  • наличием большого количества железнодорожных переездов на пересечении высококлассных автодорог с железными дорогами;
  •  отсутствием пересадочных узлов с железнодорожного на автобусный транспорт и обратно. Нерациональным размещением автовокзалов, автостанций, железнодорожных пассажирских станций местного сообщения и сортировочных станций в г. Воронеже и пригороде;
  • отсутствием системы непешеходных связей между центральной и периферийными частями города.

Находясь на пересечении основных транспортных коридоров, на перспективу Воронеж станет еще более крупным транспортным узлом Центрально-Черноземной зоны и одним из важнейших на всей европейской части Российской Федерации.

Также ожидается значительный рост автомобилизации населения (с ~ 230 единиц на 1000 жителей в настоящее время до 350 – 400 на расчетный срок).

Развитие транспортной схемы города приведет к значительному увеличению протяженности магистральной улично-дорожной сети и ее плотности (таблица 5.3.5.1).

Таблица 5.3.5.1.

Характеристика магистральной улично-дорожной сети

Характеристика МУДС

Протяженность, км

Плотность, км/км2

На существующее положение

181,6

1,1

На перспективу

511,1

1,8

Влияние предлагаемого развития МУДС на состояние атмосферного воздуха города благотворно. На рисунке 5.3.5.1 показаны зоны загрязнения атмосферы от автотранспорта при современной схеме МУДС и при перспективной схеме развития МУДС, учитывающей вышеперечисленные условия и вытекающие из них мероприятия. (Для корректного сравнения было смоделировано загрязнение при равном уровне автомобилизации). Из представленной оценки видно, что в результате предложенного развития МУДС загрязнение воздуха на территории города как по площади зон загрязнения, так и по абсолютным значениям снижается.

Это позволяет стабилизировать воздействие транспортной системы на загрязнение атмосферного воздуха при значительном росте автомобилизации.

Эти аспекты не являются предметами рассмотрения в Генеральном плане развития города.

На рисунке 5.3.5.2 – 5.3.5.3 показаны карты загрязнения атмосферы от автотранспорта на перспективу. В зависимости от характера городской застройки зона сверхнормативного воздействия улиц и магистралей на состояние атмосферного воздуха имеет ширину от 50 до 300 метров. Наибольшие концентрации наблюдаются в районах крупных магистралей и их пересечений. 

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница