Общие вопросы нормативного обеспечения

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

5.2. Правовые и нормативные требования разработки и реализации Генерального плана

5.2.1. Общие вопросы нормативного обеспечения

В составе настоящего раздела рассматриваются вопросы нормативного обеспечения реализации экологических требований Генерального плана. В качестве таковых рассматриваются требования действующих или принятых и вступающих в действие нормативно-правовых актов органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ и Воронежской области. Документы связаны с вопросами охраны окружающей среды и отдельных ее компонентов, а также, санитарно-гигиенического благополучия населения, определяют требования к содержанию Генерального плана, процедуре его реализации и те требования к состоянию окружающей среды и ее охране, которые, не определяя собственно требований к содержанию Генерального плана, могут в то же время оказать влияние на его содержание.

Необходимость учета экологических требований при градостроительном планировании предусмотрена Градостроительным кодексом (п. 9 ст. 2), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 44), и является прямым следствием положений ст. 9 Конституции РФ, гласящей, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях», ст. 42 Конституции РФ, утверждающей права каждого субъекта на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также ст. 58 Конституции РФ, определяющей обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам.

С учетом положений ст. 72 Конституции РФ, вопросы «вопросы владения, пользования и распоряжения <…> природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ», таким образом, рассматриваются требования как федерального законодательства, так и законодательства Воронежской области.

К Генеральному плану применимы общие принципы правотворчества, т. е.:

  1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и осуществлении демократического порядка подготовки и утверждения проекта Генплана.
  2. Законность. Неукоснительное соблюдение компетенции органов, осуществляющих правотворчество и полное соблюдение действующих нормативных документов соответствующего статуса.
  3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
  4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
  5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни.
  6. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для органа, осуществляющего нормотворчество.

В основу раздела «Охрана окружающей среды» Генерального плана положены основные принципы охраны окружающей среды изложенные, в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ряде других нормативных документов, в т.ч. международных:

  1. обязательность выполнения и документирования экологического обоснования, подготовки предварительной экологической оценки замысла до принятия принципиального решения о реализации;
  2. выполнение предписанных условий и порядка подготовки материалов, деятельности, в том числе процедуры ОВОС, получение и учет условий заинтересованных лиц, общественности, получение заключений СУО контроля (надзора) на материалы намечаемой деятельности (недопустима экологически значимая деятельность без проведения процедуры ОВОС);
  3. исследование последствий реализации намечаемой деятельности для природной среды, среды обитания человека, здоровья человека, среды жизнедеятельности населения, выделение значимых воздействий для оценки последствий;
  4. комплексность экологической оценки, учет прямых и косвенных воздействий, представление обоснования используемых пределов исследования возмущений, воздействий и последствий в связи с намечаемой деятельностью, в том числе обоснование возможности выделения части проекта для согласования и экспертизы;
  5. использование для оценки воздействий и последствий всех доступных способов, результатов научных исследований, наблюдений, экспертных оценок и суждений, научных данных, данных представляемых общественность и заинтересованными лицами;
  6. 6. использование предписанных методов, принципов и правил учета защищаемых характеристик среды, требований, норм и правил обеспечения безопасности, нормированной оценки качества среды, оценки воздействий на среду, международных норм и правил при отсутствии отечественных;
  7. обеспечение открытости и доступности информации по намечаемой деятельности, возложение на инициатора деятельности обязанности публично доказывать заинтересованным лицам, общественности, экологическую обоснованность намерений и деятельности (недопустимость сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей);
  8. сочетание и учет экономических, экологических и социальных интересов, культурных ценностей (нравственных последствий) при приоритете обеспечения безопасности, благоприятных условий жизнедеятельности населения, учет принятой экологической политики, законных требований заинтересованных лиц в форме экологических условий разработки проекта и сервитутов;
  9. обязательность исследования разумных альтернатив замысла (разрешения проблемы), выбор экологически (нормативно, по иным критериям) обоснованного варианта, лучшего из реально осуществимых аналогов решения, или сбалансированного варианта, обеспечивающего предотвращение возникновения вреда и снижения воздействия на окружающую среду;
  10. установление особого порядка обоснования ранее не использовавшихся решений, проектов, как потенциально особо опасных;
  11. представление доказательства реальности (возможности) выполнения согласованного варианта решения (проекта);
  12. обеспечение мониторинга воздействий деятельности, управляемости процессами воздействия на среду и последствиями;
  13. учет при планировании намечаемой деятельности существующих отклонений в качественных характеристиках окружающей среды, исследование и учет возможности компенсации прошлого вреда, снижения воздействий, достижения положительных тенденций изменения качества ОС;
  14. учет экологической емкости территории, недопущение деятельности с превышением экологических нормативов качества среды, воздействий, нагрузок;
  15. исключение всякой деятельности с неясными, непредсказуемыми для окружающей среды воздействиями и последствиями.

В отношении оценки результата деятельности по экологическим требованиям признаются недопустимыми следующие вредные (опасные) негативные изменения окружающей среды:

  1. изменения в окружающей среде, приводящие к исчезновению биологического вида природной среды;
  2. изменения в окружающей среде, приводящие к потере устойчивости функционирования объектов охраны окружающей среды;
  3. изменения в окружающей среде, приводящие к изменениям условий жизни охраняемого правовым актом биологического вида природой среды;
  4. изменения в среде, приводящие к изменению климата, метеорологических характеристик окружающей среды;
  5. изменения охраняемых правовыми актами границ, состава, свойств и характеристик особо охраняемых природных территорий (объектов);
  6. любые изменения в окружающей природной среде, непрогнозируемые по своим последствиям;
  7. изменения физических, химических, биологических нормативов качества окружающей среды, определенные как недопустимые положениями правовых актов;
  8. изменения в объектах охраны окружающей среды при отсутствии установленных, согласованных характеристик качества;
  9. изменения в окружающей среде, в состоянии природных ресурсов, приводящие к изменениям условий питания, водоснабжения, труда и отдыха человека, общества и государства, определенным как недопустимые положениями правовых актов;
  10. иные изменения в среде обитания, в продуктах питания, определенные органами санитарно-эпидемиологического надзора, как создающие угрозу жизни и здоровью человека, населения, приводящие к поражениям на генетическом уровне, к патологии;
  11. иные изменения, определенные государственной экологической экспертизой как недопустимые по экологическим требованиям.

Границы разработки проекта генерального плана приняты в соответствии с границей городского округа г. Воронеж в соответствии  с Законом Воронежской области от 7 июля 2006 г. N 62-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования городской округ город Воронеж», причем нами принято разграничение границы муниципального образования (в смысле Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2006 г.) и городской черты, принимаемой нами в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР N 244 от 14 июля 1990 г. Применительно к последним принимается выражение «земли городской застройки». Данный вопрос детально рассмотрен в соответствующей главе (п. 2.2.).

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Комментарии

Поделиться



Популярные сообщения