5.2.2. Современное состояние нормативного обеспечения.5.2.2.1. Региональная нормативно-правовая база применительно к вопросам охраны окружающей среды в Генеральном планеОбщие вопросы государственного управления в Воронежской области и г. Воронеже определяются Уставом (Основным законом) Воронежской области и Уставом городского округа город Воронеж. Вопросы охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в составе Генерального плана регламентированы рядом нормативных актов Воронежской области. Основным документом, регулирующим градостроительные отношения, является Закон Воронежской области «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области». Законом (ст.ст. 2, 3) предусмотрено создание региональных нормативов градостроительного проектирования, которые должны учитываться при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований, утверждаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов Воронежской области. Такие нормативы подразделяются (ст. 16) на:
Их предметом должны (ст. 17) являться:
При этом непременно должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования природных и иных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. Необходимость учета требований региональных нормативов градостроительного проектирования в Генеральном плане, являясь нормой бланкетной по форме, не может в настоящее время иметь правовых последствий в связи с отсутствием таковых нормативов, принятых Воронежской областной думой и вступивших в законную силу. В то же время, разработчики Генерального плана в целом и настоящего раздела в частности, находясь в контакте с разработчиками нормативов, полагают необходимым учет общих требований концепций этих разделов и их аналогов, принимаемых как разработчиками проектов нормативов, так и Генерального плана в интересах унификации градостроительных норм. Предполагается, что во исполнение и развитие Генерального плана будет также принят ряд нормативных документов местного значения, которые упомянуты в соответствующем разделе, кроме того, местный законодатель выступит с рядом законодательных инициатив уровня Воронежской области. Предусмотрено развитие нормативно правовой базы Воронежской области и муниципальных образований. Такой план (по состоянию на апрель 2006 г.) приводится в таблице номер. Таблица 5.2.1. План работы по развитию правовой базы в области градостроительства Воронежской области и органов местного самоуправления
В настоящее время, в связи с принятием Закона Воронежской области «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области», Воронежская область исполнила свои намерения законодательные намерения, изложенные в этом плане. Законодательством РФ установлены крайние сроки принятия органами местного самоуправления документов территориального планирования, после истечения которых вводятся определенные ограничения и запреты, блокирующие действия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере землеустройства, градостроительства, строительства. Так, например (Градостроительный кодекс РФ, ст. ст. 9, 45, 51; Федеральный закон «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации»): С 1.06. 2008 г. «Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами»; С 1.01. 2008 г. «Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц»; С 1.01.2010 г. «Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях». Таким образом, разработка и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований должна являться приоритетной задачей органов местного самоуправления в 2005-2006 годы и до 2009 года включительно. Ряд специфических природоохранительных требований содержится в Законе Воронежской области «Об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Воронежской области». Законом предусматривается необходимость обеспечения охраны редких и исчезающих животных, растений и почв на территории Воронежской области и запрещается любая деятельность, ведущая к угрожающая их существованию, либо ведущая к сокращению их численности (площади). Кроме того, ряд специальных требований в части охраны окружающей среды, учитываемых Генеральным планом и детализированных в настоящем разделе содержится в Законах Воронежской области «О питьевой воде», «Об охране атмосферного воздуха», «О здравоохранении в Воронежской области», Постановление Администрации Воронежской области от 28.05.1998 г. №500 (применительно к особо охраняемым природным территориям). Особое значение имеет Закон Воронежской области «О порядке ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений Воронежской области», законодательная новелла, определяющая, в том числе, порядок лесопользования в городских лесах Воронежской области. Из норм п. 3 ст. 5 Закона, определяющие, что городские леса входят в состав рекреационных зон поселений и п. 2 цитируемой статьи, определяющих рекреационное назначение таких лесов, а также ст. 8 Закона следует необходимость создания особо охраняемых природных территорий на участках, переводимых в состав городских лесов из Государственного лесного фонда, поскольку базовый режим лесопользования городских лесов представляется разработчикам раздела неприемлемым для названных участков. При согласовании проекта Генерального плана с заинтересованными органами государственной власти следует учитывать положения Закона Воронежской области «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
|