Сбор первичных исходных данных и формирование компьютерных баз данных
Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница |
2.2.1. Сбор первичных исходных данных и формирование компьютерных баз данных
Начало работ по решению задач комплексной оценки и функционального зонирования территории г. Воронежа было положено пересылкой Заказчику перечня первичных исходных данных, необходимых для выполнения этих разделов. Поскольку эти задачи носят комплексный характер и затрагивают все аспекты и проектные подсистемы генерального плана, перечень затребованных данных включал подавляющее большинство данных, необходимых для разработки генерального плана в целом.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ ОЦЕНКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ В ГЕНПЛАНЕ г. ВОРОНЕЖА
(предпочтительно - в электронном виде, карты - в векторизованном виде)
Для разработки разделов оценки и функционального зонирования территории в генплане г. Воронежа необходимы следующие материалы:
- Картографические материалы топосъемки масштабов 1:100 000, 1:25 000, 1:10 000, 1:2000 в электронном, желательно векторизованном виде в послойном представлении, содержащие все необходимые элементы:
1) рельеф поверхности в горизонталях и с отметками высот,
2) водные поверхности с глубинами и урезами воды,
3) реки, озера, старицы и другие элементы гидрографии,
4) леса, кустарники, луга, пески, открытые естественные ландшафты,
5) парки и лесопарки,
6) улично-дорожную сеть,
7) железные дороги со станциями и промышленные ветки,
8) аэродромы с глиссадами взлетно-посадочных полос,
9) территории жилой застройки - капитальной и некапитальной - с габаритами зданий,
10) территории коммунальных и промышленных предприятий с габаритами зданий,
11) другие производственные территории с габаритами зданий,
12) территории объектов сферы услуг с габаритами зданий,
13) молы, дамбы, пристани,
14) линии ЛЭП, магистральных газопроводов, нефтепроводов и водоводов,
15) другие элементы.
- Материалы Проекта детальной планировки Центральной части города Воронежа как в электронном (векторизованном) виде, так и на твердом (бумажном) носителе, а также материалы других проектных градостроительных проработок, выполненных ранее.
- Данные продаж и аренды земельных участков и объектов недвижимости.
- Схема кадастрового деления
- Материалы кадастровой оценки городских земель для целей налогообложения.
- Городская черта
- Престижность городских территорий для массового жилья.
- Специальные картографические, табличные и списковые материалы (желательно в электронном виде).
Основу картографических материалов составили:
▪ Векторизованная топосъемка масштаба 1:10000 в границах городской черты, выполненная в 1991 году и полученная нами из Воронежпроекта в сентябре 2005 года.
▪ Векторизованная топосъемка масштаба 1:25000, изготовленная весной-летом 2005 года в г. Ростове-на-Дону аэрогеологическим предприятием ЮжАГП в контакте с нами, с учетом наших требований и полученная нами в августе 2005 года. Она частично выходила за пределы городской черты, однако не охватывала все необходимые нам для работы территории.
▪ Материалы по остальным территориям были частично получены из данных карты масштаба 1:200000 (оригинал - на бумажном носителе), частично - из данных, полученных из Воронежпроекта по специальным запросам.
▪ Растровые тематические карты, вошедшие в альбом «Материалы по корректировке Генерального плана г. Воронежа» (1995-2004 г.г.), разработанные ОАО «Воронежпроект»: «Схема ограничений территориального развития», «Схема ограничений на осуществление градостроительной деятельности», «Реорганизация границ муниципального образования», «Схема инженерных сетей» и некоторые другие.
▪ Дополнительно ряд важных картографических данных по функциональному использованию территории, этажности жилой застройки, промышленным предприятиям, объектам системы культбыта, образования и здравоохранения был получен позднее непосредственно от специалистов ОАО «Воронежпроект» во время их командировок в Москву.
Сформированная таким образом база компьютерных данных - векторизованных в форматах MapInfo и частично растровых - использовалась в дальнейшем нами непосредственно для разработки разделов Комплексной оценки и Функционального зонирования территории, а также всеми участниками проектных работ по всем разделам генплана - проектной группой НПП «Экоград», разработчиками подсистем «УДС и Транспорт», «Экология», «Экономика». Она является важным элементом выходных данных, передаваемых Заказчику при завершении работ.
На основе этих данных коллективом Центра градостроительных разработок был разработан Опорный план (см. рис. 1), в котором была проведена необходимая дифференциация жилой застройки и ландшафтов по типам, идентифицированы промышленные, коммунально-складские и научно-проектные предприятия, объекты систем торговли, администрации, образования, здравоохранения, спорта, озеленения и рекреаций; сформирована классифицированная улично-дорожная сеть с мостами, путепроводами и эстакадами; отображена сеть пассажирских железных дорог и промышленных веток; отображены здания и сооружения, отображен рельеф территории в горизонталях, включая дно водохранилища. Все объекты Опорного плана снабжены лейблами, позволяющими получать карты как с фиксированными надписями, так и с надписями в виде всплывающих подсказок. Графика Опорного плана разработана с учетом требований всех нормативных документов, таких как использование только прозрачных заливок, позволяющих видеть подоснову, а также идентификация всех объектов как цветом, так и именами. В материалах экспозиции Опорный план представлен в масштабе 1:25000.
Формирование Опорного плана сопровождалось формированием Перечня видов существующего использования территории. Структура этого перечня представлена следующими группами видов ФИТ:
- Ландшафты
- Жилье
- Промышленность, коммунально-складское хозяйство
- Образование специальное
- Здравоохранение
- Администрация, НИИ, КБ, проектные организации, офисы
- Рекреации, парки
- Спорт
- Культура, досуговые центры
- Торговля.
В дальнейшем, при дискретизации Опорного плана, т.е. при отображении его на гридовую сетку и модельной интерпретации функционально-планировочной ситуации, этот перечень расширяется, поскольку в него включаются точечные объекты (фокусы и группы локусов), а также перечень базовых функций (см. рис. 2). Точечные объекты образуются, с одной стороны, при модельной интерпретации функциональных объектов, размеры которых существенно меньше размера ячейки, а с другой стороны - в связи с появлением объектов, которые не зафиксированы на опорном плане как самостоятельные объекты, но необходимы для правильного моделирования ситуации, - таких как проходные заводов, входы на рынки и др.
Наряду с Опорным планом была подготовлена совокупность гладких карт по всем факторам комплексной оценки территории. В нее вошли:
1) Карта физической географии, основными элементами которой явились рельеф территории в горизонталях и глубины дна Воронежского водохранилища (рис. 3). Рельеф территории - один из важных локализационных факторов, отражающий крутые склоны, элементы расчленения территории оврагами и водоразделы рек Дона и Воронежа и в значительной мере определяющий удорожания строительных затрат для различных базовых функций на различных элементах территории. Глубины дна дают важную информацию для решения проблем загрязнения Воронежского водохранилища и определения территорий возможного намыва. На карте представлена также застройка, наглядно демонстрирующая влияние рельефа на освоение территории под городские функции.
2) Карта факторов, существенно определяющих планировочные ограничения территориального развития города: шумового загрязнения от глиссад ВПП гражданской, промышленной и военной авиации; зон наблюдения Ново-Воронежской АЭС, находящейся в 40 км к югу от Воронежа; ареалов магнитных излучений от Воронежского Телецентра (рис. 4). Глиссады накрывают значительные по площади территории города на севере (от гражданского аэропорта), на юге (от военного аэропорта) и на левом берегу водохранилища (от ВПП испытательного полигона ВАСО). Зоны наблюдения Нововоронежской АЭС затрагивают территории в южной части города, занятые в основном дачными поселками и садовыми участками, причем, южная часть водохранилища накрывается лишь внешней (более слабой) зоной наблюдения. Для Воронежского Телецентра влияние магнитных излучений определено в двух зонах: внутренней (с радиусом 500 м) и внешней (более слабой, с радиусом 1500 м).
3) Карта загрязнения воды водохранилища (рис. 5). На этой карте выделены 4 зоны по степени загрязнения: слабое - в северной части водохранилища от поймы р. Воронеж до Железнодорожного моста, умеренное - от Железнодорожного моста до Вогрэсовский моста, сильное - от Вогрэсовского моста до очистных сооружений городской канализации на левом берегу и очень сильное - в южной части водохранилища вплоть до плотины. Использование прибрежных территорий для рекреационных и других целей и территориальное развитие города за счет намывных территорий возможно только в зонах слабого и умеренного загрязнения. По отношению к южной части водохранилища должны осуществляться комплексные меры, направленные на очистку дна и вод и на устранение источников загрязнения, таких как прямые сбросы промышленных и ливневых стоков, приведение в порядок систем канализации и др.
4) Карта ареалов загрязнения воздуха (рис. 6). Стационарными источниками загрязнения воздуха являются промышленные предприятия (химия, нефтехимия, металлургия, ТЭЦ и др.), очистные сооружения канализации, а также такие сельхозпредприятия как птицефермы и свинокомплексы. Выделяется 6 градаций по степени загрязнения: очень сильное, сильное, среднее, умеренное, слабое, нулевое (отсутствие загрязнений). Подвижным источником загрязнения воздуха является автотранспорт: выделены ареалы городского центра, основных транспортных магистралей и узлов.
5) Карта территорий возможного намыва (рис. 7). Выделены 6 градаций по глубине намыва: до 1 м, от 1 до 2 м, от 2 до 3 м, от 3 до 4 м, от 4 до 5 м, более 5 м. В зависимости от глубины намыва находятся затраты на 1 м2 намывных территорий. Мероприятия по возможному намыву рассмотрены в пойме Дона, там, где обширные пойменные территории левого берега Дона подходят вплотную к городской черте, и на Воронежском водохранилище. В пойме Дона необходимая глубина намыва составляет от 3 до 4 м. В центральной части водохранилища глубины намыва на прибрежных мелях колеблются от 2 до 4 м, а в северной части - от 1 до 3 м. Территории возможного намыва рассматривались только вдоль левого берега, поскольку русло бывшей реки Воронеж идет в основном вдоль правого берега, а также потому, что правый берег является приглубым, на большей части берега береговая отмель очень узкая, за которой сразу идет крутой высокий склон берегового откоса, в центре города берег обустроен капитальной набережной, а в северной части водохранилища находятся заборные сооружения системы городского водоснабжения.
Территория возможного намыва в пойме Дона образует компактную площадку площадью порядка 19 км2 и открывает возможность стратегического территориального развития в этом направлении. Кроме того, она находится в пространственной близости от основных районов существующей многоэтажной жилой застройки, важных транспортных магистралей города и проектируемой первой линии метрополитена. Из территорий возможного намыва на Воронежском водохранилище наибольший первоочередной интерес представляют территории, находящиеся вблизи Чернавского моста и городского центра: это наиболее ценные территории с точки зрения транспортной доступности, они рассматриваются в проекте генплана с точки зрения размещения на них некоторых видов жилищного строительства, но самое главное - развития на них общегородского центра.
6) Карта гидрогеологии, на которой выделены ареалы 1% паводка, заболоченных территорий и глубины залегания грунтовых вод с градациями от 0.3 до 2 м, от 2 до 4 м и более 4 м (рис. 8). На территориях, накрываемых 1% паводком, полностью исключается любая жилищная, гражданская (образование, здравоохранение, офисы фирм и т.д.), промышленная и коммунально-складская застройка; допускаются только рекреации и некоторые формы торговли. Для освоения части этих территорий (в пойме Дона) необходимо предварительное проведение работ по намыву территории до отметок, превышающих отметку 1% паводка не менее чем на 1.5-2 м. На заболоченных территориях строительство возможно только после выторфовывания, дренажных работ и подсыпки до отметок смежных территорий. На территориях с глубиной залегания грунтовых вод от 0.3 до 2 м необходимо проведение дренажных работ и работ по гидроизоляции фундаментов зданий.
7) Карта оврагов и крутых склонов (рис. 9). Овраги и крутые склоны являются основными элементами расчлененности территории, существенно влияющими на возможности использования этих территорий.
Следующим шагом в подготовке данных к расчетам в ПМК LandUse являлась дискретизация картографических данных, т.е. совокупность гридовых преобразований картографических данных и связанных с ними списковых структур. Эта работа выполнялась в среде оконного интерфейса LUWIF, входящего в ПМК LandUse и являющегося основой технологии подготовки гридовых данных.
Каждая гладкая карта по факторам была преобразована в интерактивном режиме в гридовую карту, для каждого фактора была задана шкала интервального представления значений факторов и введена таблица удорожаний (ущербов, рисков ущербов) по всем интервалам фактора для всех базовых функций. Сводная таблица удорожаний, ущербов и рисков ущербов представлена на рис. 10.
Наряду с Опорным планом и картами по факторам были подготовлены карта Престижа и репутации территорий (рис. 11) и карта Классифицированной улично-дорожной сети и городского транспорта (рис. 12). Первая была подготовлена сразу в гридовой форме, а для второй было произведено отображение на гридовую сетку.
С помощью средств Интерфейса LUWIF были сформированы таблица престижных коэффициентов, таблица плотностей буферных связей и таблица 4 границ, необходимые для работы программы LER вычисления комплексной оценки территории.
Таким образом была сформирована база гридовых данных.
Следующим шагом было использование средств Интерфейса LUWIF для автоматического формирования входных потоков данных к расчетным программам ПМК LandUse для комплексной оценки территории:
программе LCA обработки данных по локализационным факторам и формирования локализационной оценки территории,
программе DON расчета матрицы расстояний по реальной транспортной сети,
программе FMP расчета матрицы плотностей коммуникационных связей,
программе LER вычисления матриц комплексной оценки территории.
Комментарии
Отправить комментарий