Только душам нужны тела

 Внимание!


Проект "Образ будущего - новая идеология" открыт 4 декабря 2017 года.

Эта страница уже устарела. 

Для просмотра нового сайта перейдите на проект "Образ будущего - новая идеология".




http://nasa-istoria.blagorussia.ru/biografii/gabrielov-konstantin-anatolevic

Только душам нужны тела.

(И. Бродский)

Возвращаясь к началу – к оЧеловечиванию человека, начнём с того, что мы являемся участниками великой драмы, смертельной борьбы вечно идущей между энтропией и эволюцией. Уничтожению, распаду, гниению - подвержена вся видимая нам часть мира, и только развитие (или эволюция), как постоянное совершенствование форм, даёт силы жить и бороться самой хрупкой и самой незащищённой из всех видов известной нам материи. Мы с вами находимся на острие той самой бритвы о которой писал И. Ефремов и остановка в развитии для нас подобна смерти, потому что эволюция, это велосипед – либо она движется, либо падает.

. . .

Наблюдения за происходящими в мире процессами, говорят о подчинённости всех этих процессов некоему единому принципу. Думаю, никто не станет спорить, что все явления в нашей Вселенной движутся, развиваются и угасают по определённому ритму. Причём для каждого объекта этот ритм свой – индивидуальный, присущий именно ему. Вместе с детскими примерами про приливы-отливы, день-ночь, или зиму-лето, мы видим такие таинственные и пока непознанные явления, как переход материи в энергию и обратно – энергии в частицу. Существуют ритмы, которые мы можем представить себе только умозрительно – «пульсирующая Вселенная» например. Умение наблюдать, сопоставлять и анализировать, делает очевидным единый принцип ритмичности, по которому живут все объекты этого мира - от пульсирующих гигантских звёзд, до микроскопической вибрации клеточной мембраны.

Один из интереснейших мыслителей 20 века – Лев Николаевич Гумилёв, тот самый, который ввёл в обиход понятие «Пассионарность», вывел и общие закономерности в развитии разных народов. Мы можем проследить общие этапы в зарождении, укреплении, развитии и угасании любого народа. Мы видим как каждый этнос формируется, укрепляется и либо: развиваясь переходит в другое качество обогащая своей культурой земную цивилизацию, либо «изжив свой потенциал» растворяется в других, более жизнеспособных народах. Единая ритмическая схема подъёмов и спадов, по которой проходят отдельные народы, обязывает нас сделать вывод, что процессы происходящие со всем Человечеством также должны подчиняться какому-то определённому ритмическому строю. Следовательно можно проследить не только этнические, но и общечеловеческие или всепланетные взлёты человеческой активности.

Взрыв пассионарности схож с явлением, которое биологи называют ароморфозом. Не исключаю, что ароморфоз и пассионарность - это явления одного порядка, то есть проявление одного и того же закона. Просто этот закон, проявляя себя в разных аспектах жизни, из-за нашего неумения мыслить масштабно - носит разные названия. У историков и социологов это явление (применительно к социуму) - называется «пассионарность», а у биологов (применительно к живой материи) – ароморфоз.

Вот, что пишет об ароморфозе др. биологии А. В. Марков: «Процесс повышения организации, усложнения строения организмов вовсе не постепенен. Он отчётливо прерывист. Переход на новый эволюционный уровень обычно происходит сравнительно быстро; затем следует более или менее длительный стазис.» И далее – удивительно интересно: - «В какой-то момент как будто начинает носиться в воздухе какая-то прогрессивная эволюционная идея (например идея млекопитающих). Многие разные, хотя и родственные, группы рептилий начинают параллельно и независимо вырабатывать отдельные прогрессивные «маммальные» признаки. Большинство этих линий быстро вымирает; а одна две или три в итоге пересекают какую-то условную черту, после которой биологи начинают считать их уже «настоящими» млекопитающими».

Тот же принцип мы видим и в «росте Человечества по Вертикали». Это во первых и в главных - появление её высочества Идеи. Той Идеи, что сначала просто «носится в воздухе», а вызрев, порождает взрыв активности - сверхвозможное напряжение сил. На пике напряжённости она заставляет человека задетого её крылом перешагнуть черту заданности и либо погибнуть, либо поднявшись над обыденностью стать Сверхчеловеком. Неординарные души, окрылённые этой Идеей неудержимо влечёт к каким-то неизвестным, доселе неведомым человечеству горизонтам. В точке предельного напряжения, Идея поднимает своих носителей на высоту истинной жертвенности и выводит их (а с ними – возможно - и их соплеменников) на следующий виток эволюции. Это область психического пространства с нетрадиционными, характеристиками, которым не дано пока чётких определений. В этом всплеске энергии совершается великое таинство. Здесь обитают Герои, Титаны, Святые и Гении.

Куда, к каким целям влечёт их эта сила, великолепно сформулировано Львом Николаевичем Толстым: - «Вся история человечества с древнейших времён до нашего времени может быть рассматриваема как движение сознания и отдельных людей и однородных совокупностей их от идей низших к идеям высшим. Весь путь пройденный как каждым отдельным человеком, так и однородными группами людей, можно себе представить как последовательный ряд ступеней от самой низшей, находящейся на уровне животной жизни, до самой высшей, до которой может только подняться в данный исторический момент сознание человека.»

. . .

Если мы попробуем взглянуть на человечество как на «однородную совокупность людей», то есть - как на некий мегаорганизм под именем «Человечество планеты Земля», то нам обязательно придётся ответить на вопрос - где же та «некая условная черта», отделяющая высшую ступеньку цивилизованности от предыдущей - низшей? Где та грань, пересекая которую Человека можно считать собственно оЧеловеченным?

Очевидно, что появлением новых эволюционных признаков, или «ступенями оЧеловечивания», нельзя считать обладание каменным топором, колесом и другими техническими чудесами вроде парусов, ракет и компьютеров. Потому, что любые технические конструкции не являлись и не являются самоцелью. Они носили и носят служебный, если угодно - прикладной характер. Да и какая «высшая идея» может заключаться в умении орудовать каменным рубилом или в управлении луноходом?.. Нет, в какой то степени это развивает конечно и соображать заставляет быстрее, но именно соображать - смекать, мерковать, микитить, но никак не Думать. Не возмущайтесь пожалуйста, но многое из этого арсенала могут делать и животные. Обезьяна, например, может научиться стрелять из ружья или управлять трактором, медведи в цирке прекрасно водят мотоциклы, вороны неплохо владеют арифметикой и вполне сознательно пользуются инструментами… Но Людьми, а уж тем более Человеками с большой буквы - эти умения их не делают.

Даже «творческий акт» создания новых орудий (труда или войны) - это акт скорее прагматично-ремесленный чем творческий, и к расширению горизонтов сознания, то есть к «Росту по Вертикали», отношения практически не имеющий. Для такого прикладного творчества достаточно уметь смекать, прикидывать, микитить и владеть техническими навыками. «Особенность научного мышления – утверждает А. Житинский - состоит в том, что когда перед учёным ставят задачу, он тут же начинает размышлять – как решить её технически, и мало интересуется тем, зачем её надо решать и надо ли это вообще. Таким образом была изобретена масса ненужных и даже опасных вещей.» И конечно же отделять себя процессом Думания от привычных ценностей мещанского стада, в деле изобретательства - совершенно не обязательно. «Когда кучка яйцеголовых умников зависит от мнения миллионов безграмотных обывателей – жди беды.» - предостерегает писатель А. Громов. Уточню только, что эта «кучка яйцеголовых» и сама, по сути, в подавляющем большинстве своём, вполне может состоять из тех самых обывателей. Им всего-лишь повезло родиться посмекалистей среднего уровня – вот и всё отличие. И пользуются они не «Осмысляющим», а всего лишь рациональным - «Исчисляющим» разумом.

Также нельзя считать оЧеловечивающей и одну только способность чувствовать. Животным чувства присущи ничуть не менее чем нам. Зоологи, лесники, да и просто наблюдательные люди, могут такое рассказать о наших «меньших братьях», что как-то уже неловко нам будет называть себя «бОльшими». Глядя на поведение животных, мы вправе решить, что им свойственны такие качества, как: Элементарно познавательная деятельность, - то есть любопытство. Любовь без измен. Самопожертвование ради стаи (встречается даже у обычных мышей-полёвок, и не только у них). Им присущи такие чувства как самоутверждение, симпатии и антипатии. Понаблюдайте за собаками на прогулочной площадке - там кипят такие страсти, что мексиканские сериалы и пиратские романы бледнеют. Они, как и мы тоскуют разлучаясь с любимыми. А как они умеют плакать! Если кто-то видел плачущую зверушку и не проникся состраданием к ней… Ну, можно только посочувствовать эмоциональной убогости такого субъекта. Смеяться, впрочем (по свидетельству Куприна, Толстого и Чапека), они тоже отлично умеют. А разве не чувствуют «праведного негодования» чёрные вороны, заклёвывая белого сородича?..

В общем, не будет ошибкой, считать, что животным свойственны абсолютно все потребности доходящие до четвёртой ступени «Пирамиды» А. Маслоу, обозначаемой как: «Потребность в признании, репутации, престиже, авторитете и пр.». А вот уже с пятой ступеньки – «Потребность в самоактуализации, нахождении своего дела и места в жизни» - мы видим потребности которые свойственны только и исключительно человеку. Уже потому, что для осознания такого понятия как «Своё место в жизни», надо обладать абстрактным мышлением. Здесь можно провести чёткую разделительную черту. До 4-ой – мы ещё животные, инстинктивно повышающие свой ранг и увеличивающие свою «видовую ценность». А начиная с 5-ой, мы уже становимся «человеками разумными» – ориентированными на более высокие, недоступные животным категории.

Но если оЧеловечеванием нельзя считать научно-технический прогресс и оно не является способностью к чувствованию чувств, то Чем же тогда оно является? Как нам обозначить ступени «от идей низших к идеям высшим»? Каким критерием здесь пользоваться? Какие изменения в жизни, сознании и социальном устройстве землян, можно считать реализацией «идей высших»? К каким, наконец, результатам должно привести полное удовлетворение «высших человеческих потребностей»?

Ответ может показаться Вам банальным, но, попрошу заметить, что Истина не перестаёт быть Истинной, даже если она становится «прописной». Поиски смысла человеческой жизни и предназначения человека в мире, привели лучшие умы к пониманию того, что ростом человека «по Вертикали», являлось, является и скорее всего будет являться в дальнейшем: - Появление и развитие в человеческом сознании «Высшей инстанции нравственного самоконтроля» – то есть Совести. Хотя-бы потому, что Совесть – это единственный признак, качественно отличающий поступок человека, от поведенческого стереотипа других живых организмов.

 Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Комментарии

Поделиться



Популярные сообщения