Акустическое воздействие при эксплуатации аэропортов

2.5.3.3. Акустическое воздействие при эксплуатации аэропортов

Защита от авиационного шума является важной проблемой на территории крупных городов. Авиационный шум в целом характеризуется высокими уровнями звука и значительной площадью шумового воздействия. Источниками авиационного шума для городских территорий  Воронежа являются  аэропорт «Воронеж», имеющий статус международного, взлетно-посадочная полоса (ВВП) ВАСО (64), аэродром военной части (ВЧ).

Существующий аэропорт «Воронеж», расположен в северо-западном направлении в 13 км от города. Аэропорт предназначен для выполнения транспортных и поисково-спасательных полетов. В настоящее время в эксплуатации аэропорта находится одна ВВП. Однако, в перспективе в связи с увеличением объемов грузовых, пассажирских перевозок и расширении географии полетов планируется реконструкция существующей ВПП и строительство новой ВПП под углом 8 градусов по отношению к существующей. В рамках расширения аэропорта «Воронеж» планируется также и  развитие его  инфраструктуры. Площадь дополнительного землеотвода для расширения аэропорта составит 113 га.

В границах города, в юго-восточной части города на правом берегу р. Воронеж расположен аэродром ВЧ, взлетно-посадочная полоса которого ориентирована с юго-востока на северо-запад.

В левобережной части города расположено предприятие ВАСО (309), специализацией которого является выпуск и обслуживание воздушных судов. В северной части территории промышленной площадки предприятия расположена взлетно-посадочная полоса, ориентированная с востока на запад.

ОАО «Авиакомпания «Воронеж» были предоставлены картографические материалы с зонами ограничения жилищно-гражданского строительства для всех трех авиационных объектов. Зоны ограничения, построенные по допустимому эквивалентному уровню звука  La экв = 45 дБА, приведены на рисунке 2.5.3.1.

Показатель La экв = 45 дБА определяет границу зоны А, за которой городская жилая застройка разрешается без ограничений, шумозащитные мероприятия не требуются. Внутри зоны шумового дискомфорта выделяются зоны Б и В, в которых городская жилая застройка разрешена в шумозащитном варианте, когда должно обеспечиваться снижение шума на 25 и 30 дБА  соответственно. Примыкает к ВВП зона Г, где жилая застройка не разрешена и  допускается только в исключительных случаях по согласованию с санитарно-эпидемиологическими органами (например, поселки для персонала аэропорта). В представленных картографических материалах зон шумового дискомфорта  авиационных объектов границы зон Б, В, Г не выделены.

Анализ карты зон шумового воздействия при взлете и посадке самолетов авиационных объектов города показывает, что в настоящее время в городе имеются жилые территории, расположенные в зонах, где размещение жилой застройки не допускается, либо возможно в шумозащитном варианте.

Зона шумового дискомфорта аэропорта «Воронеж» охватывает значительную северную часть территории Воронежа в пределах границы поселения, однако  данная часть территории  поселения Воронеж в настоящее время практически не занята городской застройкой. Исключение составляют жилые кварталы микрорайона Отрожка Железнодорожного района города, населенные пункты Боровое, Сомово, Полыновка, а также кордоны и турбазы, находящиеся в пределах городской черты Воронежа. На перечисленных территориях допустимые уровни шума при пролете самолетов превышены.

Эксплуатация ВВП ВАСО является причиной шумового дискомфорта жилых территории, расположенных в левобережной части Воронежа. Зона шумового дискомфорта, в первую очередь кварталов, которые располагаются у границы предприятия и относятся к территориям, где жилая застройка по фактору воздействия авиационного шума не разрешена. В зону шумового дискомфорта от ВВП ВАСО попадают жилые кварталы населенного пункта Репное, расположенного в городской черте Воронежа.

Зоны шумового дискомфорта аэродрома ВЧ охватывает значительные территории, в том числе и территории жилых кварталов, расположенных как на правом, так и на левом берегу р. Воронеж, поскольку направление оси ВВП  трассы полетов пересекает селитебные территории города.

В таблице 2.5.3.3 приведены данные по размерам зон шумового дискомфорта авиационных объектов города, а также данные по площадям жилых территорий, располагающихся внутри данных зон.

Таблица 2.5.3.3

Площади жилых территорий в зоне  шумового дискомфорта авиационных объектов

 

Объект

Площадь ЗШД, га

 

Площадь жилой застройки, га

 

Площадь жилой застройки в ЗШД, %

1

Аэропорт «Воронеж»

15518,48

400,8

2,6

2

Аэродром ВЧ

5254,959

613,3

11,7

3

ВВП ВАСО

24695,71

330,3

1,3

Несмотря на то, что основная часть зон шумового дискомфорта авиационного шума не достигает жилых территорий города и доля жилой застройки в площади зон невелика, абсолютные показали по территории жилой застройки, расположенной в этих зонах имеют достаточно высокие значения. В настоящее время общая площадь территорий города, где по фактору воздействия авиационного шума жилая застройка может быть только при условии применения средств шумоглушения, обеспечивающих снижения уровня шума на 25-30 дБА, либо размещение жилой застройки не разрешается, составляет 1344 га (рис. 2.5.3.2).

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница