МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.

1.1. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Генеральный план является основным юридическим градостроительным документом, определяющим в интересах населения и с учетом государственных задач направления и границы территориального развития города.

Генеральный план Воронежского городского округа определяет базовые, принципиальные основы перспективного развития города на расчетный срок – 15-20 лет (см. программу, п. 1.3). Главной особенностью нового генерального плана стала не директивная, а регулятивная (многовариантная) направленность его материалов.

Разработанный и утвержденный генеральный план дает основу Администрации города для принятия объективных управляющих решений по застройке города и рациональному использованию земель в границах городского округа.

Правила землепользования и застройки включают в себя (ГК РФ, ст. 30): порядок их применения и внесение изменений, карту (схему) градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. В целях более тесной увязки обоих документов (ГП и Правил), схема градостроительного зонирования (предварительный вариант) разработана в составе генерального плана.

Данные о видах использования территории установленных зон и об ограничениях на их использование включаются в правила застройки.

Последовательность разработки генплана может быть представлена в следующем виде:

Последовательность разработки генплана

Предметом разработки планировочной Концепции развития города, отвечающего понятию «Прогноз», принято считать выявление устойчивого планировочного каркаса территории.

«Концепция территориально-градостроительного развития города Воронежа и его пригородной зоны» выполнена в 1995-96 гг. Концепция получила положительное заключение Главгосэкспертизы Госстроя РФ, согласована Постановлением Муниципального совета г. Воронежа от 16.01.1997 г. №43 и одобрена Постановлением Воронежской Областной Думы 23.04.1998 г. №357-11-ОД для дальнейшей разработки на стадии генерального плана Воронежского городского округа.

В Концепции даны этапы социально-экономического и территориального развития города и пригородной зоны, сделан расчет населения города Воронежа и пригородной зоны. Первый этап рассматривает развитие города до 2015 года. Население г. Воронежа – 1120,0 тыс. человек, пригородной зоны – 335,0 тыс. человек. Город Воронеж рассматривается в границах городского округа, пригородная зона – в границах, примыкающих к округу административных районов. Второй этап рассматривает более отдаленное время.

Разработаны несколько вариантов возможного жилищного строительства на разных этапах развития города. Даны предложения по транспортному и инженерному обустройству города, а также по набору мест приложения труда. Разработаны мероприятия и рекомендации по улучшению экологического состояния территории города.

В целом, Концепция предопределила целевые установки, диктующие новый социальный заказ и требования к пространственному развитию города Воронежа, а именно – тщательному отбору приоритетных задач и направлений развития территории, а также созданию условий для привлечения инвестиций в развитие территорий.

Реализация такого заказа требует значительных собственных ресурсов города (экономических, экологических, социальных и др.). Поэтому разработка генерального плана г. Воронежа основывается на выявлении и использовании ресурсного потенциала с целью достижения устойчивого и безопасного развития города.

Так, в проектных границах городского округа, на основе комплексного анализа территории, определены три основные вида ресурсов: внешние (по отношению к границам городской застройки), внутренние первого рода (как свободные незастроенные территории в пределах городской застройки) и внутренние второго рода (как привлекаемые для освоения за счет реконструкции (уплотнения) сложившейся застройки). На этой стадии произведена оценка эффективности использования ресурсов при том или ином подходе (освоение новых территорий, использование внутренних резервов, широкое привлечение реконструкции).

Замыкающая стадия – определение рекомендуемых направлений развития города с открытым сроком реализации проектных предложений.

Ресурсный подход проявляется здесь прежде всего в том, что предусматривается максимально эффективное вовлечение ресурсов в градостроительное развитие, а собственно темпы определяются конкретными возможностями рынка, использованием социальных ресурсов и ресурсов управления.

Возможные параметры социально-экономического развития города могут быть оценены в генеральном плане сугубо ориентировочно.

Как правило, это разделы крайне перегруженные весьма детализированной информацией в разрезе предприятий, нескольких временных этапов. Детализированные по форме выкладки в составе градостроительной документации создают подчас иллюзию обоснованности вопроса.

Формально это можно было выполнить при бывшей плановой экономике. В современной ситуации такой подход практически неосуществим как в силу отсутствия обобщенных стратегических разработок, так и многообразия видов собственности и форм хозяйственной деятельности. Предприятия не знают перспектив развития своих производств и к тому же не желают обнародовать свои замыслы, даже по ведущим градообразующим предприятиям города.

Те же проблемы связаны с оценкой-расчетами перспективной численности населения города, занятости, возрастной структуры и др.

Рассматриваемые разделы не являются специальным содержанием градостроительных документов, а выполняют подсобно-базовую роль в ориентации выбора возможных ресурсов развития города. А для этого достаточны ориентировочные оценки, учитывающие не только локальные особенности объекта проектирования, но и экономическую, геополитическую и демографическую ситуацию в стране, регионе, тенденции в ее изменении, а также мировой опыт.

Что касается современной отечественной практики, то «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. №150), декларирует отход от жестких экономических показателей.

Нет жесткой привязки и к пятилеткам. Технико-экономические показатели генплана приводятся на исходный год его разработки и по этапам реализации – 2012, 2022 гг. (гл. 3.1.5. п. 15).

Вместо первой очереди строительства (как правило на 5 лет) предлагается ввести первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генплана на основе разного вида программ. «Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана являются основой для формирования городской инвестиционной программы» (гл. 3.15 п. 16).

При этом, за основу взята экономика и, прежде всего, всестороннее изучение состояния городских территорий. Экономические требования должны регулировать развитие застройки. Положение участка в городе, его размеры, обеспеченность транспортными связями, инженерной инфраструктурой – все это и будет определять перспективность вложения денежных средств.

Особое значение в формировании города принимают на себя «Правила землепользования и застройки» – нормативно-правовой документ, устанавливающий порядок регулирования градостроительной деятельности.

В настоящее время временные правила землепользования и застройки города Воронежа разработаны для регулирования градостроительной деятельности на часть территории города на период разработки генерального плана.

После разработки и утверждения генерального плана Воронежского городского округа предполагается внесение изменений в Правила.

Особенностью данной работы является также то, что в ней применяется новейшая методика решения задач комплексной оценки и функционального зонирования территории города, основанная на математическом моделировании городских процессов, использовании компьютерных программ и автоматизированных технологий с целью обеспечения максимально объективной, адекватной и точной оценки территории, оптимизации плана функционального зонирования территории и расчетных обоснований проектных решений по проектным подсистемам генерального плана города. В основе методики и технологии работы лежит программно-методический комплекс (ПМК) Land Use, разработка которого велась в ЦНИИП градостроительства (Москва) с 1976 года и развитие которого осуществляется по сей день.

Для сравнения вариантов на объективной основе с количественным учетом всех факторов в работе был использован тот же программно-методический комплекс Land Use, который использовался ранее для комплексной предпроектной оценки территории. В ПМК Land Use имеются все необходимые средства для вычисления комплексного количественного критерия оценки с целью сравнения вариантов функционального зонирования и выбора наилучшего.

Критерий оценки (целевая функция) учитывает все существенные факторы непосредственно в стоимостной форме и имеет смысл совокупных затрат и потерь, связанных с предположительной реализацией данного варианта функционального зонирования территории.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница