Новая социально-ориентированная рыночная экономика

2). Новая социально-ориентированная рыночная экономика.

Градостроительная деятельность в условиях введения платы за землю и природные ресурсы, в условиях приватизации предприятий и разгосударствления «общенародной ценности», купли и продажи жилья земельных участков и иной недвижимости, в условиях признания и защиты законных прав инвесторов, застройщиков и собственников, обуздания монополизма местных властей и т.д. объективно приводит к коммерциализации и неизбежному превращению планировки и застройки городов в один из действующих инструментов региональной и местной политики.

Новые реалии делают предпочтительными такие градостроительные решения, которые стимулируют инвестиционную активность, приносят доходы в городской бюджет, помогают реализовать городские программы. Современные офисы и бизнес-центры, престижное жилье, технопарки, наукограды и индустриальные парки, зоны свободной торговли – вот объекты, способные сегодня привлечь внимание отечественных и иностранных инвесторов.

В свете сказанного ключевым звеном в деятельности городской администрации должна стать рациональная инвестиционная политика, а именно:

  • «встречная инициатива», т.е. активная позиция местных органов власти в поиске и привлечении инвесторов, отстаивание интересов города при реализации частных проектов на городской территории;
  • создание благоприятного инвестиционного климата. Здесь особым ресурсом, значение которого трудно переоценить является имидж города и деловая репутация городской власти, привлекательный для российских и зарубежных инвесторов;
  • разработка городской инвестиционной программы, где акцент должен быть сделан на обеспечении многоканального финансирования развития города и поиск «нестандартных» методов привлечения внешнего капитала;
  • формирование инвестиционной инфраструктуры, ядром, которой может стать центр содействия инвестициям (инвестиционные фонды, лизинговые и страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы и др.), который будет готовить, осуществлять, координировать всю инвестиционную деятельность во взаимодействии с властными, предпринимательскими, финансовыми структурами.

Второе направление (средний уровень) формирование социально-ориентированной экономики тесно связанно с развитием отраслей жизнеобеспечения горожан.

В качестве полюса экономического роста в Воронеже может выступить жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Стимулирование жилищного строительства (в т.ч. индивидуального) способно значительно расширить число мест приложения труда и уменьшить проблему жилобеспечения горожан.

Относительная малоценность земли, наличие свободных участков и активизация жилищного строительства подразумевает значительные инвестиции.

В связи с этим потребуется проведение гибкой местной инвестиционной политики в сфере жилищного строительства, ориентированной на молодых людей, с не очень большими, но достаточно стабильными заработками. Именно этот контингент жителей мог бы осуществить финансирование инвестиций путем кредитования. В условиях финансовой стабилизации банки будут вынуждены перейти к долгосрочному кредитованию. В целом, при проведении новой жилищной политики акцент должен быть сделан на развитие предпринимательства на основе вновь созданной частной и других форм собственности.

Третьим направлением (нижний уровень) развития социально-ориентированной экономики можно считать благоприятные условия для стимулирования самозанятости – формы бизнеса, при котором основой деятельности служат доходы от вложенного весьма скромного личного капитала, собственный труд и предпринимательское умение.

Мировой опыт свидетельствует, что именно на этой базе формируется средний класс, ориентированный на использование рыночных отношений.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница