Срок годности идеологии

 Внимание!


Проект "Образ будущего - новая идеология" открыт 4 декабря 2017 года.

Эта страница уже устарела. 

Для просмотра нового сайта перейдите на проект "Образ будущего - новая идеология".



По уже сложившийся традиции размещаю письмо Олега Тимофеевича Винтова на статью Боги или Бог?, которому 20 апреля 2016 года была присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за статью НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ – ВОТ ОНА:

Я вполне солидарен со всем сказанным. От себя же могу добавить следующее. Практикующие психоаналитики, психотерапевты и прочие нервнопсихологи во всем мире, пытающиеся лечить фобии, страхи и другие психорастрорйства, знают, что можно «вытащить» из подсознания причину проблемы, предъявить ее пациенту для осмысления и вербализации, тем самым пытаясь «снять» ее. Но хватает этого на неделю-две, затем все регрессирует. Не формируется подкорка ментально, дискурсивно, то бишь осознанно, только через глубокие душевные переживания, боль, стресс, метания. Так же и с верой. Сомневаюсь, что пропагандой можно ее создать или искоренить. Когда в августе 1917 года решали на поместном соборе РПЦ вопрос нужен ли патриарх или нет, все решило выступление простого крестьянина, который сказал: «Нет у нас больше царя, нет отца, которого мы могли бы любить. Синод любить невозможно, а потому нам нужен патриарх. С этим меня и послали на собор».

Русский человек всегда нуждался, и до сих пор, видимо, нуждается в отце-радетеле суровом, но справедливом. Так что на счет смены идеологии в ХХ веке в России большой вопрос. Может просто заменили царство Божее на коммунизм, литургию на парт и другие собрания, святых на героев пятилеток? Внешне, может быть да… «Хоть горшком назови, только в печь не ставь», но глубоко внутренне мы через века, через тысячелетия пронесли свою правду жизни. Как пишет Л.Милов в "Великорусском пахаре", ссылаясь на азиатского путешественника, у славян даже военнопленные не становились рабами, а жили как все и через пару лет могли или вернуться к своим или остаться.

Понять бы на каком принципе, в отличие от западного "Больше значит лучше" строили они свою жизнь, и тогда на нем можно было бы строить новую идеологию. Не создавать на ровном месте, а отмести наносное, выявить сущее, структурировать разрозненное, сформировать безформенное.

Почему еще, на мой взгляд, нельзя сконструировать идеологию, да потому что собранное по чертежам, по тем же чертежам может быть и разобрано. Разум наш помощник, но он так же конструктивен, как и деструктивен.

Ответ (модератор проекта Новая Идеология А В. Бобров)

Уважаемый Олег Тимофеевич!

Позволил себе с Вашего разрешения назвать эту страницу именно так. По многим Вашим "вопросам" другие Просветители России уже высказывали свое мнение и поэтому я буду ссылаться на их труды.

Вы подымаете очень интересный вопрос о сроке, в течении которого действует идеология. Но, для ответа на него сначала думаю, надо определится, что такое идеология вообще. 

На мой взгляд, идеология это национальная идея (идентичность взглядов) и структура распространения этой идеи

Национальная потому, что идея может быть выражена точно только на определенном языке. А все языки имеют свои системы понятий, иногда очень сильно между собой различающихся. Также надо понимать, что четкой границы между языками не существует. Поэтому, есть идеологии (часто это религиозные), носящие наднациональный характер, особенно в близких между собой языках.

Очень хорошо пояснил разницу между идеологией и жизненным укладом народа Габриелов Константин Анатольевич в статье "Краткая история идеологий - взгляд в будущее", там же описывается и примеры структур идеологии.

Быть носителем идеологии выгодно, существует даже понятие экспорт идеологии. Это пример для подражания, переходящий в желаемый эталон поведения. Более подробно можно прочитать в статье "Нестандартный менеджмент" Мороза Юрия Леонидовича.

Идеология, не постоянна, она все время изменяется, но в пределах нескольких постулатов, которые носят неизменный характер.

Идеологии могут входить в другие идеологии, как составные части, особенно религиозные в национальные.

Очень подробно описал множество нюансов, связанных с идеологиями ранее бывших в России Чубайс Игорь Борисович в своей книге "Разгаданная Россия".

А теперь о сроке "годности" идеологии.

Идеология носит конечный характер.

  • Она возникает (рождается), когда у носителей какого то языка возникают новые понятия, использование которых позволяет сильно изменить "выживаемость" этой общности.
  • И "отмирает", когда происходит уменьшение численности коренного населения (в следствии войн, экономических кризисов и падения рождаемости).
  • Отсутствие своей национальной идеологии ведет к депопуляции - сокращению населения и его ассимилировании другими, имеющими свою идеологию народами.

Поэтому очень важно, что бы цикл сменяющихся идеологий (а их график успешности такой же, как жизненный цикл у цепочки товаров) был непрерывным, соответствовал жизненному укладу народа и приближался к сегодняшнему идеалу понимания законов бытия/эволюции.

Согласен с Вами, что только пропагандой идеологию не создать, ведь пропаганда всего лишь одно из средств внедрения идей, содержащихся в идеологии. Но, тем не менее, она обязательный фактор в идеологии.

По поводу утверждения "Русский человек всегда нуждался, и до сих пор, видимо, нуждается в отце-радетеле" могу сказать, что оно очень спорное, хотя бы тем, что когда в России возникают новые формы самоорганизации общества, то тогда и происходили очень мощные "всплески" экономической активности населения.

А вот прилагаемое утверждение о "суровом, но справедливом" на мой взгляд является одним из базовых императивов, прошедших через тысячелетия Славянской/Руси/России истории. Но, не как применительно к человеку, занимающего какое то руководящее место, а как взаимное отношение человека и природы, и человека и общества.

В статье ‎НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Михаила Делягина‎ в главе "Справедливость как высшая ценность" хорошо написано о восприятии справедливости в России.

Думаю, что понятие Справедливость/правда, это то главное понятие, которое поможет нам возродить (создать новую) нашу идеологию.

Очень хорошо об этом написал в своей статье "Два дифференциала русской истории" - Пастухов Владимир Борисович.

"Не создавать на ровном месте, а отмести наносное, выявить сущее, структурировать разрозненное, сформировать безформенное", могу только добавить, что и создать новое (понятия).

Разум конечно наш помощник, и если идеология будет "разобрана" по чертежам или просто умрет под воздействие нашего непонимания "геометрии", то надо создавать новую идеологию взамен мертвой старой. Что и происходит на этом проекте.

Сегодняшнее смутное время существования России без идеологии подходит к своему завершению. Итогом может быть только один из двух вариантов:

  • Исчезновение носителей русского языка.
  • Создание в России значительно более привлекательной идеологии, чем у других наций. Результатом, которой будет высокая рождаемость у носителей русского языка (как минимум) и высокомаржинальная экономика России и других стран, население которых воспримет новую идеологию.

Послесловие Олега Тимофеевича Винтова

Ю. Морозов пишет об экспорте идеологии, даже о новой колонизации. Но у колонизаторов должны быть стеклянные бусы для аборигенов, сейчас это смартфоны, GPS, почти бесплатные шмотки и пр. Пропаганда=реклама требует мало того денег, целой информационной индустрии, здесь мы Америке не конкуренты. Надежда только на привлекательность и оригинальность свежих идей или псевдоидей как у ранних коммунистов.

Идеологию я, действительно, понимаю слишком узко, в смысле выстраданных первичных принципов, которые живут века и «сидят» где-то очень глубоко, хотя в широком смысле это могут быть лишь лозунги типа «земля крестьянам», здесь пропаганда, безусловно, необходима.

Никакого мессианства, как пишет В.Пастухов, у русского народа никогда не было. Оно было у государей, которые, имея неограниченную власть и мощь, хотели осчастливить этим своих родственников за границей. Показать им как надо управлять своим народом, чтобы драть с него три шкуры. Кстати, это всегда плохо кончалось.

Идея М.Делягина о том, что российский бунт бессмысленный и беспощадный потому что во время революций общество в лице государства отвергает само себя, а потому неизбежно не оставляет камня на камне от морали, политики и экономики, чрезвычайно красива и оригинальна, но что-то я не припомню, когда общественные силы играли хоть какую-нибудь роль в судьбе России. Да и сейчас я в упор не вижу действительно независимых гражданских формирований, за исключением, может быть,благотворительных, о которых я мало знаю, но хотелось бы верить.

То, что мы живем только интересами государства, а оно нашими нет, на мой взгляд, удалось сделать коммунистам по известному историческому лекалу. Для того, чтобы народ забыл свою прежнюю жизнь, его надо 40 лет водить по пустыне, лучше строем и с песнями, а тех кто выбивается – безжалостно расстреливать.

Мы не только не разделяем людей на свой-чужой, мы готовы искренне сочувствовать тиграм, журавлям, цветочкам и пр., это у нас от того благодатного, безмятежного существования в лоне природы до прихода цивилизации (см. текст и для ответа на некоторые другие поднятые вопросы).

Комментарии

Поделиться



Популярные сообщения