Развитие транспортной инфраструктуры Воронежской области

Отправлено 28 мар. 2012 г., 01:33 пользователем Александр Бобров   [ обновлено 31 мар. 2015 г., 03:25 ]

Материал подготовлен по заказу одной из крупнейший группы компаний Воронежа

Автор: Президент НП Общественное благополучие Воронежа А.В. Бобров

            Одной из основных причин низкой конкурентоспособности продукции (товаров, работ и услуг) производимой на территории России, в том числе и Воронежской области, является большая транспортная составляющая (в России по мнению экспертов около 40%, с учетом кредитования товаров в пути, а в развитых странах 9-13%) в структуре себестоимости.
            Высокие транспортные расходы в структуре себестоимости производимой продукции в Воронежской области вызваны недостаточным уровнем развития организационной транспортной инфраструктуры региона.

            Отсутствуют такие элементы транспортной инфраструктуры как:

  1. Отраслевой саморегулируемый орган «Транспортный Союз Воронежской области» - объединяющий все отрасли транспорта функционирующего на территории Воронежской области.
  2. Информационные базы данных о субъектах и объектах транспортной инфраструктуры.
  3. Системы оценки качества транспортных услуг.
  4. В отраслях транспорта имеющих значительное количество субъектов предпринимательства недостаточно сформированы некоммерческие организации (ассоциации, некоммерческие партнерств и др.) обладающие признаками саморегулирования своих членов.
  5. В системе транспортного производственного контроля практически не применяются элементы аутсорсинга – в том числе осуществляемыми некоммерческими организациями.

            Кроме того неразвитость организационной транспортной инфраструктуры Воронежской области способствует таким негативным явлениям как: неуплата налогов, низкое качество транспортных услуг из-за демпинга цен, разукрупнение транспортных предприятия и так далее, что приводит к дальнейшей потере конкурентоспособности Воронежской области в сфере транспорта.

            Эффективное развитие транспортной инфраструктуры Воронежской области возможно только на основе государственно-частного партнерства с участием Правительства Воронежской области, налоговых, надзорных и контрольных территориальных федеральных государственных органов, местного самоуправления, большинства субъектов транспортного комплекса Воронежской области объединенных в систему некоммерческого управления транспортной отраслью. 

            Системообразующим элементом организационной транспортной инфраструктуры должно стать объединение субъектов транспортной деятельности функционирующих на территории Воронежской области - «Транспортный Союз Воронежской области» с активным участием в его органах управления представителей Правительства Воронежской области.

            Основные функции некоммерческой организации «Транспортный Союз Воронежской области»:

  1. Объединение усилий субъектов предпринимательства для увеличения их участия в федеральных программах, в том числе и по реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года на территории Воронежской области.
  2. Организация создания некоммерческих организаций с элементами саморегулирования в транспортных секторах имеющих большое количество субъектов предпринимательства (городской и внутриобластной пассажирский транспорт, легковое такси, грузовой транспорт, строительная и сельскохозяйственная механизация, снабжение нефтепродуктами и т.д.).
  3. Организация участия представителей некоммерческих организаций в сфере транспорта, в том числе саморегулирующих в коллективных органах (комиссиях, рабочих группах и т.д.) государственной и муниципальной власти.
  4. Создание транспортных представительств Воронежской области на территории муниципальных образований Воронежской области и в других субъектах РФ.
  5. Создание системы «производственного» контроля коммерческой деятельности в транспортной отрасли.
  6. Развитие информационной системы о транспортной деятельности субъектов предпринимательства – Транспортного реестра Воронежской области.
  7. Содействие внедрению экспериментальных, прорывных технологий товаротранспортной логистики на базе информационной системы - Транспортного реестра Воронежской области.
  8. Создание системы оценки качества транспортных услуг – Рейтинга транспортных услуг Воронежской области.
  9. Разработка предложений (проектов документов) по совершенствованию законодательной и нормативной базы Воронежской области

            Структура транспортной отрасли Воронежской области многообразна – в ней присутствуют практически все виды предпринимательской деятельности связанной с объектами транспортного комплекса (включая инфраструктуру, транспортные средства используемые для собственных нужд и т.д.) и каждая транспортная подотрасль, сектор транспорта, сегмент транспортного рынка имеют свои особенности и требуют отдельного производственного саморегулирования. 

            Вместе с тем каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с объектами транспортного комплекса испытывает одинаковые с другими  потребности в установлении единообразных правил поведения в транспортной сфере (практически на всех многочисленных коллективных мероприятиях – заседаниях, совещаниях проведенных с участием НП "Общественное благополучие Воронежа" от руководителей транспортных организаций в адрес органов государственной и муниципальной власти звучит лозунг – «Дайте нам правила игры на рынке»).

            Удовлетворить коммерческую потребность в некоммерческом саморегулировании в транспортной сфере Воронежской области можно путем создания двухуровневой системы: -  некоммерческая организация «Транспортный Союз Воронежской области» и входящие в неё  некоммерческие организации по каждому сектору транспортного комплекса (существующие на данный момент времени, а также в дальнейшем инициируемые «Транспортным Союзом Воронежской области», а также предприятия монопольных видов транспорта).

            Одной из общесистемной проблемой развития транспортной отрасли России, указанной в транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, является недостаточное качество транспортных услуг с сопровождением недобросовестной конкуренции, нелегальным и теневым предпринимательством и массовым демпингом цен и как следствие разукрупнением транспортных предприятий и еще большим отставанием в технологическом обеспечении процесса перевозок. 
            Эти негативные явления, как и в других отраслях, подрывают экономическую основу государства – неуплата налогов, диспропорции развития и т.д. 

            Процесс вступления в ВТО с уменьшением государственного регулирования (отмены лицензирования) практически во всех автомобильных сегментах транспортной отрасли только усилил эти негативные явления, а саморегулирование участниками транспортного рынка пока несформировано.

            Сегодня не государство и не участники транспортного рынка не владеют необходимой для эффективного управления информацией о субъектах и объектах транспортного комплекса, а также отсутствует саморегулируемая система «производственного» контроля транспортной отрасли, что влечет за собой побочные проблемы транспортной безопасности.
            Для исправления вышеуказанной негативной ситуации необходимо в Воронежской области в качестве пилотного проекта внедрить новые инновационные инструменты эффективного управления транспортной отраслью:

  • Транспортный реестр Воронежской области - структурированной совокупности данных (единая информационная система, массив, база данных, с необходимой для пользователей кодификацией и описанием характеристик) о субъектах и объектах транспортного комплекса Воронежской области, их статусе и взаимодействиях, зафиксированных на бумажных и (или) электронных носителях, свидетельствующих об осуществлении (прекращении) субъектом транспортного комплекса деятельности связанной с использованием транспортных средств, транспортной инфраструктуры, с ведением учета данных и подтверждением независимой системой обеспечения достоверности и достаточности данных;
  • Рейтинг качества Транспортный услуг Воронежской области - институциональный инструмент определения уровня качества транспортных услуг;
  • На информационной базе Транспортного реестра ВО сформировать саморегулированную систему «производственного» контроля в рамках государственно-частного партнерства.

            Анализ информации сконцентрированной в Транспортном реестре ВО позволит:

  1. Осуществлять планирование многих основных экономических показателей Воронежской области;
  2. Создать конкурентоспособную систему региональной логистики и диспетчеризации;
  3. Рационально использовать объекты транспорта и транспортной инфраструктуры Воронежской области;
  4. Снижать ценовые (сезонные) диспропорции, в том числе при поставке нефтепродуктов.

            Действующим законодательством устанавливаются особые обязанности для хозяйствующего субъекта при перевозке транспортом общего пользования - деятельностью связанной с повышенной опасностью для окружающих, в том числе предоставлять достоверную и достаточную информацию о процессе перевозки и внедрение Транспортного реестра на добровольной и негосударственной основе предоставит возможность потребителю транспортных услуг получать подтвержденную, постоянно проверяемую информацию о субъектах, объектах и основных характеристиках процесса перевозки.

            Внедрение Транспортного реестра особенно эффективно в следующих сегментах транспортного комплекса: легковое такси (более 90% нелегальный и теневой рынок), грузовые перевозки (70-80%), строительная механизация (50-70%); сельскохозяйственная механизация (50%), городские и внутриобластные автобусные перевозки (30-50%), снабжение нефтепродуктами (20%), а также через изменение качественных характеристик (условий конкурсов, аукционов, котировок) процесса конкурсных поставок товаров для государственных и муниципальных нужд. 

            Действующие нормативные акты детально регламентируют процедуру проведения конкурсных процедур (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), но в настоящее время практически отсутствуют эффективно действующие институциональные механизмы сопровождения осуществления гражданско-правовых сделок до и после проведения конкурсных процедур.

            Особенно значительные потери экономика Воронежской области, также как и вся Россия несет при закупке государственными и муниципальными заказчиками товаров, работ и услуг в составе которых имеются транспортные услуги, качественные характеристики которых можно установить только в процессе их получения, а как правило и позже.

            Невозможность указывать в конкурсной документации (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта – ФЗ № 94-ФЗ значительно увеличивает (без использования новых институциональных механизмов) стоимость государственных и муниципальных закупок в основном за счет использования двух неэффективных методов «ухода» от законодательных ограничений:

  1. за счет демпинга цен побеждают в конкурсных процедурах посреднические организации, которые не могут осуществить работы и оказать услуги необходимого заказчику уровня качества;
  2. путем участия в конкурсных процедурах в качестве претендентов на поставку продукции государственных и муниципальных предприятий (дополнительные затраты на содержание не менее одного лишнего посредника), то есть государственные органы и муниципальные образования покупают коммерческие услуги сами у себя, ведь государственные и муниципальные предприятия и учреждения находятся в собственности у государства и муниципалитетов, к тому же дополнительно облагаясь налогами.

            Изменить негативную вышеуказанную ситуацию возможно только с применением новых институциональных инструментов, позволяющих потребителю делать информационный выбор, какого уровня качества ему нужна услуга и работа (в отношении покупки товара уровень качества подтверждается ГОСТ, а не лицензированное производство работ и оказание услуг – практически нет) – ввести в широкое распространение Рейтинг качества транспортных услуг Воронежской области, который позволит устанавливать потребителю (заказчику) тот уровень качества работ и услуг, которые ему нужны и соответствуют его ресурсам (в том числе при государственных и муниципальных закупках – Статья 34. БК РФ Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств), в том числе и при распределении субсидий на покрытие убытков транспортных предприятий.

            Рейтинг качества позволит:

  1. потребителю делать выбор между двумя разными по своим качественным характеристикам понятиям  продукции: ХОРОШАЯ или НЕПЛОХАЯ работа и услуга;
  2. а производителю продавать более качественные (лучшие) услуги и работы, фиксируя качественные показатели в рейтинге качества.

            Транспортным сообществом Воронежской области рейтинговая система оценки работ и услуг неоднократно рассматривалась на различных видах мероприятиях, конференциях и круглых столах.

            Вступление хозяйствующих субъектов транспортного комплекса в Транспортный реестр и использование ими Рейтинга качества транспортных услуг Воронежской области и использование их внутренних элементов регулирования (совместное определение количественных и качественных характеристик транспортного процесса субъектами предпринимательства и представителями контролирующих органов – системы «производственного» контроля) позволит сократить неэффективное расходование средств и направить их на инновационное развитие транспортной отрасли.

            Все вышеперечисленные механизмы транспортного саморегулирования не эффективны без полного исполнения участниками транспортного комплекса взятых на себя обязательств и их разумного контроля органами государственной и муниципальной власти. Но фактически осуществлять контрольные функции имеют право (без выделения денежных средств на контрольные суммы, экспертизу и т.д.) на всю Воронежскую область по всем видам предпринимательской деятельности около: 

  • с правом контрольной закупки и составления административных протоколов (незаконное предпринимательство) - 8 человек УВД г. Воронежа – ОБППРИАЗ; 
  • с правом составления административных протоколов - 5 человек УГАДН ВО, 5 человек Роспотребназор ВО, 3-5 человек в инспекциях УФНС ВО в каждом районе Воронежской области и города Воронежа, 

            что малоэффективно для устранения причин и последствий незаконного предпринимательства в транспортной сфере (в Воронежской области в нелегальном и теневом рынке транспортного комплекса по самым приблизительным подсчетам занято более сотни тысяч человек).

            В несколько раз поднять эффективность контрольных мероприятий органов государственной и муниципальной власти возможно только при совместном участии органов власти, субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций.

            Во второй половине 2009 года некоммерческими организациями Воронежской области была разработана и опробован методика совместных мероприятий по устранению незаконного предпринимательства в сфере легкового такси на территории города Воронежа с участием сотрудников контрольных подразделений ГУВД ВО и УВД г. Воронежа  – ОБППРИАЗ, ГИБДД ВО, УГАДН ВО, УФНС ВО, Воронежского УФАС, Роспотребнодзор ВО, УССП ВО, районных управ города Воронежа с использованием метода контрольных закупок (тайными покупателями) предоставленного НП "Общественное благополучие Воронежа"

            Проведено 11 вышеуказанных мероприятий длящихся около четырех часов каждая с последующим направлением в суды от 4 до 12 протоколов (незаконное предпринимательство) по каждому мероприятию. 

            Также определена возможность повышения эффективности (большее количество протоколов на тоже время) вышеуказанных мероприятий от 5 раз (увеличение финансирования) до 10 раз (увеличение сотрудников контрольных органов по сравнению с ранее участвующими в вышеуказанных мероприятиях).

            Вышеуказанные мероприятия проводились по инициативе таксомоторных организаций в целях устранения причин незаконного предпринимательства и демпинга цен в сфере легкового такси, с участием ряда некоммерческих организаций, и выявили необходимость изменения некоммерческой основы организации осуществления вышеуказанных мероприятий и внедрения вышеуказанных институциональных инструментов, и принятия нескольких нормативно-правовых актов Воронежской области в целях соблюдения действующего законодательства. 

            Проведение вышеуказанных мероприятий фактически стали ярким примером государственного частного партнерства с элементами саморегулирования на основе некоммерческого производственно транспортного контроля, которое должно найти более широкое применение на территории Воронежской области, что позволит вывести транспортный комплекс Воронежской области на конкурентоспособный уровень.

Похожие темы: