Развитие транспортной инфраструктуры Воронежской области
Материал подготовлен по заказу одной из крупнейший группы компаний Воронежа
Автор: Президент НП Общественное благополучие Воронежа А.В. Бобров
Одной из основных причин низкой конкурентоспособности продукции (товаров, работ и услуг) производимой на территории России, в том числе и Воронежской области, является большая транспортная составляющая (в России по мнению экспертов около 40%, с учетом кредитования товаров в пути, а в развитых странах 9-13%) в структуре себестоимости.
Высокие транспортные расходы в структуре себестоимости производимой продукции в Воронежской области вызваны недостаточным уровнем развития организационной транспортной инфраструктуры региона.
Отсутствуют такие элементы транспортной инфраструктуры как:
- Отраслевой саморегулируемый орган «Транспортный Союз Воронежской области» - объединяющий все отрасли транспорта функционирующего на территории Воронежской области.
- Информационные базы данных о субъектах и объектах транспортной инфраструктуры.
- Системы оценки качества транспортных услуг.
- В отраслях транспорта имеющих значительное количество субъектов предпринимательства недостаточно сформированы некоммерческие организации (ассоциации, некоммерческие партнерств и др.) обладающие признаками саморегулирования своих членов.
- В системе транспортного производственного контроля практически не применяются элементы аутсорсинга – в том числе осуществляемыми некоммерческими организациями.
Кроме того неразвитость организационной транспортной инфраструктуры Воронежской области способствует таким негативным явлениям как: неуплата налогов, низкое качество транспортных услуг из-за демпинга цен, разукрупнение транспортных предприятия и так далее, что приводит к дальнейшей потере конкурентоспособности Воронежской области в сфере транспорта.
Эффективное развитие транспортной инфраструктуры Воронежской области возможно только на основе государственно-частного партнерства с участием Правительства Воронежской области, налоговых, надзорных и контрольных территориальных федеральных государственных органов, местного самоуправления, большинства субъектов транспортного комплекса Воронежской области объединенных в систему некоммерческого управления транспортной отраслью.
Системообразующим элементом организационной транспортной инфраструктуры должно стать объединение субъектов транспортной деятельности функционирующих на территории Воронежской области - «Транспортный Союз Воронежской области» с активным участием в его органах управления представителей Правительства Воронежской области.
Основные функции некоммерческой организации «Транспортный Союз Воронежской области»:
- Объединение усилий субъектов предпринимательства для увеличения их участия в федеральных программах, в том числе и по реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года на территории Воронежской области.
- Организация создания некоммерческих организаций с элементами саморегулирования в транспортных секторах имеющих большое количество субъектов предпринимательства (городской и внутриобластной пассажирский транспорт, легковое такси, грузовой транспорт, строительная и сельскохозяйственная механизация, снабжение нефтепродуктами и т.д.).
- Организация участия представителей некоммерческих организаций в сфере транспорта, в том числе саморегулирующих в коллективных органах (комиссиях, рабочих группах и т.д.) государственной и муниципальной власти.
- Создание транспортных представительств Воронежской области на территории муниципальных образований Воронежской области и в других субъектах РФ.
- Создание системы «производственного» контроля коммерческой деятельности в транспортной отрасли.
- Развитие информационной системы о транспортной деятельности субъектов предпринимательства – Транспортного реестра Воронежской области.
- Содействие внедрению экспериментальных, прорывных технологий товаротранспортной логистики на базе информационной системы - Транспортного реестра Воронежской области.
- Создание системы оценки качества транспортных услуг – Рейтинга транспортных услуг Воронежской области.
- Разработка предложений (проектов документов) по совершенствованию законодательной и нормативной базы Воронежской области
Структура транспортной отрасли Воронежской области многообразна – в ней присутствуют практически все виды предпринимательской деятельности связанной с объектами транспортного комплекса (включая инфраструктуру, транспортные средства используемые для собственных нужд и т.д.) и каждая транспортная подотрасль, сектор транспорта, сегмент транспортного рынка имеют свои особенности и требуют отдельного производственного саморегулирования.
Вместе с тем каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с объектами транспортного комплекса испытывает одинаковые с другими потребности в установлении единообразных правил поведения в транспортной сфере (практически на всех многочисленных коллективных мероприятиях – заседаниях, совещаниях проведенных с участием НП "Общественное благополучие Воронежа" от руководителей транспортных организаций в адрес органов государственной и муниципальной власти звучит лозунг – «Дайте нам правила игры на рынке»).
Удовлетворить коммерческую потребность в некоммерческом саморегулировании в транспортной сфере Воронежской области можно путем создания двухуровневой системы: - некоммерческая организация «Транспортный Союз Воронежской области» и входящие в неё некоммерческие организации по каждому сектору транспортного комплекса (существующие на данный момент времени, а также в дальнейшем инициируемые «Транспортным Союзом Воронежской области», а также предприятия монопольных видов транспорта).
Одной из общесистемной проблемой развития транспортной отрасли России, указанной в транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, является недостаточное качество транспортных услуг с сопровождением недобросовестной конкуренции, нелегальным и теневым предпринимательством и массовым демпингом цен и как следствие разукрупнением транспортных предприятий и еще большим отставанием в технологическом обеспечении процесса перевозок.
Эти негативные явления, как и в других отраслях, подрывают экономическую основу государства – неуплата налогов, диспропорции развития и т.д.
Процесс вступления в ВТО с уменьшением государственного регулирования (отмены лицензирования) практически во всех автомобильных сегментах транспортной отрасли только усилил эти негативные явления, а саморегулирование участниками транспортного рынка пока несформировано.
Сегодня не государство и не участники транспортного рынка не владеют необходимой для эффективного управления информацией о субъектах и объектах транспортного комплекса, а также отсутствует саморегулируемая система «производственного» контроля транспортной отрасли, что влечет за собой побочные проблемы транспортной безопасности.
Для исправления вышеуказанной негативной ситуации необходимо в Воронежской области в качестве пилотного проекта внедрить новые инновационные инструменты эффективного управления транспортной отраслью:
- Транспортный реестр Воронежской области - структурированной совокупности данных (единая информационная система, массив, база данных, с необходимой для пользователей кодификацией и описанием характеристик) о субъектах и объектах транспортного комплекса Воронежской области, их статусе и взаимодействиях, зафиксированных на бумажных и (или) электронных носителях, свидетельствующих об осуществлении (прекращении) субъектом транспортного комплекса деятельности связанной с использованием транспортных средств, транспортной инфраструктуры, с ведением учета данных и подтверждением независимой системой обеспечения достоверности и достаточности данных;
- Рейтинг качества Транспортный услуг Воронежской области - институциональный инструмент определения уровня качества транспортных услуг;
- На информационной базе Транспортного реестра ВО сформировать саморегулированную систему «производственного» контроля в рамках государственно-частного партнерства.
Анализ информации сконцентрированной в Транспортном реестре ВО позволит:
- Осуществлять планирование многих основных экономических показателей Воронежской области;
- Создать конкурентоспособную систему региональной логистики и диспетчеризации;
- Рационально использовать объекты транспорта и транспортной инфраструктуры Воронежской области;
- Снижать ценовые (сезонные) диспропорции, в том числе при поставке нефтепродуктов.
Действующим законодательством устанавливаются особые обязанности для хозяйствующего субъекта при перевозке транспортом общего пользования - деятельностью связанной с повышенной опасностью для окружающих, в том числе предоставлять достоверную и достаточную информацию о процессе перевозки и внедрение Транспортного реестра на добровольной и негосударственной основе предоставит возможность потребителю транспортных услуг получать подтвержденную, постоянно проверяемую информацию о субъектах, объектах и основных характеристиках процесса перевозки.
Внедрение Транспортного реестра особенно эффективно в следующих сегментах транспортного комплекса: легковое такси (более 90% нелегальный и теневой рынок), грузовые перевозки (70-80%), строительная механизация (50-70%); сельскохозяйственная механизация (50%), городские и внутриобластные автобусные перевозки (30-50%), снабжение нефтепродуктами (20%), а также через изменение качественных характеристик (условий конкурсов, аукционов, котировок) процесса конкурсных поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.
Действующие нормативные акты детально регламентируют процедуру проведения конкурсных процедур (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), но в настоящее время практически отсутствуют эффективно действующие институциональные механизмы сопровождения осуществления гражданско-правовых сделок до и после проведения конкурсных процедур.
Особенно значительные потери экономика Воронежской области, также как и вся Россия несет при закупке государственными и муниципальными заказчиками товаров, работ и услуг в составе которых имеются транспортные услуги, качественные характеристики которых можно установить только в процессе их получения, а как правило и позже.
Невозможность указывать в конкурсной документации (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта – ФЗ № 94-ФЗ значительно увеличивает (без использования новых институциональных механизмов) стоимость государственных и муниципальных закупок в основном за счет использования двух неэффективных методов «ухода» от законодательных ограничений:
- за счет демпинга цен побеждают в конкурсных процедурах посреднические организации, которые не могут осуществить работы и оказать услуги необходимого заказчику уровня качества;
- путем участия в конкурсных процедурах в качестве претендентов на поставку продукции государственных и муниципальных предприятий (дополнительные затраты на содержание не менее одного лишнего посредника), то есть государственные органы и муниципальные образования покупают коммерческие услуги сами у себя, ведь государственные и муниципальные предприятия и учреждения находятся в собственности у государства и муниципалитетов, к тому же дополнительно облагаясь налогами.
Изменить негативную вышеуказанную ситуацию возможно только с применением новых институциональных инструментов, позволяющих потребителю делать информационный выбор, какого уровня качества ему нужна услуга и работа (в отношении покупки товара уровень качества подтверждается ГОСТ, а не лицензированное производство работ и оказание услуг – практически нет) – ввести в широкое распространение Рейтинг качества транспортных услуг Воронежской области, который позволит устанавливать потребителю (заказчику) тот уровень качества работ и услуг, которые ему нужны и соответствуют его ресурсам (в том числе при государственных и муниципальных закупках – Статья 34. БК РФ Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств), в том числе и при распределении субсидий на покрытие убытков транспортных предприятий.
Рейтинг качества позволит:
- потребителю делать выбор между двумя разными по своим качественным характеристикам понятиям продукции: ХОРОШАЯ или НЕПЛОХАЯ работа и услуга;
- а производителю продавать более качественные (лучшие) услуги и работы, фиксируя качественные показатели в рейтинге качества.
Транспортным сообществом Воронежской области рейтинговая система оценки работ и услуг неоднократно рассматривалась на различных видах мероприятиях, конференциях и круглых столах.
Вступление хозяйствующих субъектов транспортного комплекса в Транспортный реестр и использование ими Рейтинга качества транспортных услуг Воронежской области и использование их внутренних элементов регулирования (совместное определение количественных и качественных характеристик транспортного процесса субъектами предпринимательства и представителями контролирующих органов – системы «производственного» контроля) позволит сократить неэффективное расходование средств и направить их на инновационное развитие транспортной отрасли.
Все вышеперечисленные механизмы транспортного саморегулирования не эффективны без полного исполнения участниками транспортного комплекса взятых на себя обязательств и их разумного контроля органами государственной и муниципальной власти. Но фактически осуществлять контрольные функции имеют право (без выделения денежных средств на контрольные суммы, экспертизу и т.д.) на всю Воронежскую область по всем видам предпринимательской деятельности около:
- с правом контрольной закупки и составления административных протоколов (незаконное предпринимательство) - 8 человек УВД г. Воронежа – ОБППРИАЗ;
- с правом составления административных протоколов - 5 человек УГАДН ВО, 5 человек Роспотребназор ВО, 3-5 человек в инспекциях УФНС ВО в каждом районе Воронежской области и города Воронежа,
что малоэффективно для устранения причин и последствий незаконного предпринимательства в транспортной сфере (в Воронежской области в нелегальном и теневом рынке транспортного комплекса по самым приблизительным подсчетам занято более сотни тысяч человек).
В несколько раз поднять эффективность контрольных мероприятий органов государственной и муниципальной власти возможно только при совместном участии органов власти, субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций.
Во второй половине 2009 года некоммерческими организациями Воронежской области была разработана и опробован методика совместных мероприятий по устранению незаконного предпринимательства в сфере легкового такси на территории города Воронежа с участием сотрудников контрольных подразделений ГУВД ВО и УВД г. Воронежа – ОБППРИАЗ, ГИБДД ВО, УГАДН ВО, УФНС ВО, Воронежского УФАС, Роспотребнодзор ВО, УССП ВО, районных управ города Воронежа с использованием метода контрольных закупок (тайными покупателями) предоставленного НП "Общественное благополучие Воронежа".
Проведено 11 вышеуказанных мероприятий длящихся около четырех часов каждая с последующим направлением в суды от 4 до 12 протоколов (незаконное предпринимательство) по каждому мероприятию.
Также определена возможность повышения эффективности (большее количество протоколов на тоже время) вышеуказанных мероприятий от 5 раз (увеличение финансирования) до 10 раз (увеличение сотрудников контрольных органов по сравнению с ранее участвующими в вышеуказанных мероприятиях).
Вышеуказанные мероприятия проводились по инициативе таксомоторных организаций в целях устранения причин незаконного предпринимательства и демпинга цен в сфере легкового такси, с участием ряда некоммерческих организаций, и выявили необходимость изменения некоммерческой основы организации осуществления вышеуказанных мероприятий и внедрения вышеуказанных институциональных инструментов, и принятия нескольких нормативно-правовых актов Воронежской области в целях соблюдения действующего законодательства.
Проведение вышеуказанных мероприятий фактически стали ярким примером государственного частного партнерства с элементами саморегулирования на основе некоммерческого производственно транспортного контроля, которое должно найти более широкое применение на территории Воронежской области, что позволит вывести транспортный комплекс Воронежской области на конкурентоспособный уровень.
Комментарии
Отправить комментарий